Тантра и шактизм

Шривидья упасана, дикша и традиция гуру и учеников


Общаясь с индуистами, я заметила, что систематически приходится встречаться с некоторого рода путаницей, а иногда и с полным идейным винегретом, когда смешивают в одну кучу термины из совершенно разных духовных путей. Возникает ощущение сознательной или неосознанной подмены понятий. Например, многие утверждают, что для практики Шривидья упасаны «нужен гуру в Шривидье» или «нужна дикша в Шривидье». И не только на словах, но и на деле возникает неразбериха, когда некто позиционирует себя как гуру в «традиции Шривидья», принимающий учеников и дающий дикшу. Из-за неясности в терминах и понятиях, как следствие, возникают проблемы как в самой садхане, так и в отношениях между людьми. Я обратилась с вопросами по этому поводу к Атмататтве, и он внес некоторую ясность. Он сказал, что, разумеется, за полчаса разговора в скайпе все тонкости Шривидья упасаны объяснить невозможно, и это лишь некоторые базовые понятия. Далее привожу почти дословный перевод того, что Атмататтва сказал на эту тему.

Мировое двуединство: Шива-Шакти


В дуалистическом по своей природе видении мира кинетическая сила первичной женской энергии (Шакти) под­держивается неоспоримым коррелятивным принципом, Ши­вой (Пурушой), или мужским началом. Шива отождествлен с космическим сознанием и статическим основанием явле­ний. Дополнительной и «противоположной» инертному Шиве является Шакти, чья натура должна быть активной, творящей, движущейся и бьющейся вместе с ритмом жизни. Шива -это молчаливый наблюдатель всех явлений, находящаяся глубоко внутри фокусирующая точка субъективной сущнос­ти (сознания или космического духа). Шакти есть явление само по себе (материя или природа - Пракрити).

Янтры: разновидности и типы


Янтры обычно рисуют на бумаге, гравируют на метал­ле или каменных пластинках, хотя, в принципе, может быть использована любая плоская поверхность, особенно если

Лалита Трипурасундари


Один из аспектов Деви, поклонение которой наиболее широко распространено в Южной Индии, - это Лалита Трипурасундари. Повторение хорошо известной Лалитасахасранамы и Тришати, и поклонение ее символу, Шричакре, очень популярны. Посвящение в ее могущественную Мантру, Панчадашакшари (Мантра 15-ти слогов) – это тайный ритуал. Считается, что регулярное поклонение Шри Чакре дарует адепту исполнение любых желаний.

Если Дурга и Кали представляют аспект силы Богини, то Лалита представляет аспект божественной красоты. Поэтому Ее внешность описывается как в высшей степени красивая, и поклонение Ей отличается большей изысканностью и детализацией.

В соответствии с Лалитопакхьяной из Брахманда Пураны, Лалита Деви проявилась посреди круга ослепительного сияния, который возник из жертвенного костра, когда Индра выполнял жертвоприношение в Ее честь. Повинуясь воле богов, собравшихся в том месте, она избрала Камешвару (Шиву), чтобы выйти за Него замуж. Она победила демона Бхандасуру и уничтожила его город Сонитапура. Вишвакарма, божественный зодчий, построил великолепный город Шрипура на горе Меру в Ее честь, где Она пребывает вечно вместе со своим супругом Шивой Камешварой. Шричакра в действительности представляет Деви в этой Шрипуре.

Шривидья


Шривидья – это шактистская тантрическая традиция. Она придерживается монистической метафизической концепции о том, что в конечном счете существует одна единственная реальность, в которой сознание отождествлено с Богиней Трипурасундари. Трипурасундари, тантрическая форма Шри, Лакшми, проявлена в Ее мантре, называемой Шри Видья, и в ее священной янтре из девяти пересекающихся треугольников в круге (Шри Янтра или Шри Чакра). Последователи Шривидья стремятся к освобождению из цикла перерождений (самсары) посредством достижения единства с Богиней.

Самый главный символ Шривидьи – это Шри Чакра (Шри Янтра), состоящая из девяти пересекающихся треугольников в круге из лепестков лотоса. Шри Чакра символизирует взаимное проникновение, взаимодействие и единение динамичной женской энергии (Шакти) с пассивным мужским сознанием (Шива). Она используется в ритуалах и медитации, чтобы помочь практикующему осознать свое единство с Богиней, представленной в янтре. Шри Видья – так называется пятнадцати-сложная мантра этой традиции, - это звуковой эквивалент Шри Чакры, звуковое воплощение Богини.

Эзотерические аспекты культа Трипурасундари


Трипурасундари

Шривидья упасана – это эзотерическая тантрическая традиция, главное место в которой занимает культ Богини Трипурасундари. Шривидья широко распространена как в Южной Индии, так и на Севере страны, хотя между южными и северными традициями существуют различия. Несмотря на различные точки зрения, присутствующие внутри традиции, в любом случае, Шривидья – это один путь. Это путь почитания Трипурасундари. Шривидья упасана имеет множество эзотерических аспектов, помнить о которых важно для садханы. Об этих аспектах можно прочесть в книгах и узнать от Шривидья упасаки, но их следует реализовать на личном опыте в процессе практики, так как только реализованное знание является действительно вашим, неотъемлемым.

Амба Прити's picture

Наварна-мантра – поклонение Чамунде, победительнице демонов


Во время праздника Наваратри, посвященного Великой Божественной Матери, одержавшей победу над демоническими силами Вселенной, преданные Маа с любовью и почтением повторяют Наварна-мантру – одну из самых известных и сокровенных в тантрической практике. Как только наступает ночь, йоги погружаются в медитацию на Имена Богини – в тантре именно ночь является самым благоприятным временем для поклонения.
«Нава» означает девять, а «Ратра» - ночь, так что в течение девяти ночей почитатели Шакти прославляют Богиню, а Она в ответ щедро проливает на них потоки безграничной Любви, одаривая  преданных мистическими совершенствами. Эта мантра помогает войти в глубокий транс и пробуждает энергию Кундалини. Она настолько мощная по своему воздействию, что ее рекомендуется получить от тантрического Гуру и практиковать джапу под его руководством. Несмотря на то, что в этом случае мантра будет считаться «пробужденной», ее можно практиковать и без гуру, так как она относится к категории маха-мантр, и при должной преданности к объекту поклонения ее духовная сила может пробудиться сама.

Амба Прити's picture

Шакти - наша Божественная Мать


Шакти

Мое подношение Маа

Тантризм основан на поклонении Шакти, Великой Богине, Матери мироздания. Культ Богини Матери уходит вглубь веков и тысячелетий, принимая образы многоликих женских Божеств, и находит самое полное воплощение в Возлюбленной супруге Господа Шивы – Дурге, известной и почитаемой под разными именами, которых насчитывается около тысячи. Богиня Шакти проявлена в каждом живом существе, но ее сила и мощь более всего сконцентрирована в женщине, матери, носительнице красоты, любви и доброты этого мира.

Почитание женщины как базовый принцип шактизма


Атмататтва рассказал, что у него есть один знакомый, который позиционирует себя как шакта и тантрик. Он постоянно восхваляет Деви, повторяет мантры, носит красные одежды, каждое утро проводит пуджу в своём домашнем алтаре и ставит красный тилак на лоб. Но его жена пожаловалась Атмататтве, что её муж все время прославляет и возносит молитвы Деви, но пренебрегает ею и кричит на неё. «Он постоянно повторяет «Богиня, Богиня, Богиня», но Богиню в своём доме не уважает», - сказала она. Она для него всего лишь безропотная служанка, домработница и няня для их ребенка.

Syndicate content