Хамса Йога или Садхана Сохам: Эликсир самореализации. Часть 1

Published in

Автор: Пандит Шрирам Шарма Ачарья (основатель организации Гаятри Паривар), перевод Rohini

Хамса Йога или Садхана Сохам высоко оценена в индийских священных писаниях как высшая духовная практика, которая дает естественное единение индивидуального сознания с Брахманом. Несмотря на то, что она является высочайшей, если говорить о ее кульминационных результатах, эта садхана очень проста и не требует аскетической дисциплины и сложных практик йоги, с которыми связаны другие продвинутые духовные садханы.

Медитация на звук «соа» и «хам», непрерывно производимый уравновешенным дыханием в каждом вдохе-выдохе в процессе пранаямы, практикуется в начальной фазе хамса йоги. Хакара (звук «ха») рассматривается как проявление Господа Шивы в космических энергетических потоках праны, и сакара (звук «са») символизирует бытие вечной силы Вашего высшего сознания в духовном побуждении праны. Сурья свара (солнечная энергия) пробуждается хакарой, и Чандра свара (лунная энергия) – сакарой. Эти свары уравновешиваются высшей ступенью прнаямы, посредством хамса йоги. В этой садхане процесс медитации приводит к тотальному жертвоприношению эго и рассеиванию отождествления с «собой»  в высшем сознании – в Брахмане.

Садхана Сохам (soaham) позволяет реализовать Нада йогу посредством Прана йоги. Техника и философия этой садханы обсуждается здесь в специфическом контексте «аджапа джапа» Гаятри Мантры и садханы Кундалини.

Философские основы Садханы Сохам (Soaham Sadhana)

Каждый, изучавший науку, знает, что кислород крайне важен для поддержания жизни на земле. В действительности, его наличие более важно для выживания человеческого тела, чем вода и пища. Кислород регулирует содержание гемоглобина в крови. Он является топливом, которое согревает тело и дает силу для жизнедеятельности всем остальным компонентам механизма нашего тела.

Слово «прана» относится к более высокой форме жизненной энергии, которая на грубом уровне проявлена в энергии, регулирующей физико-химические функции тела. Объем праны человека отражается в его работоспособности, бодрости, внимательности, энтузиазме и талантах. Такие физические упражнения, как бег, быстрая ходьба, глубокое дыхание и тп., выполняются, чтобы обрести больше праны, - источника и силы жизненных процессов и сознания.

Много разных видов пранаямы описаны в писаниях йоги. Среди них сурьяведхана и анулома-вилома считаются составляющей частью прана йоги в садханах Брахма Варчас. Физическое упражнение заряжает энергией компоненты грубого тела, и пранаяма помогает повысить внутреннюю силу и уровень сознания. Пранаяма в сущности есть поддержание здоровья тонкого тела в нормальном состоянии.

Грубым компонентом (в данном случае кислородом) праны тело обеспечивается посредством физических упражнений, а тонкий компонент для тонкого тела поступает из вездесущего океана сознания посредством пранаямы. Подобно грубому и тонкому телу, причинное тело личности тоже нуждается в жизненной энергии или пране – это вершина силы духовно чистой праны, высочайший поток космической божественной энергии, именуемый махапрана. Махапрана, которая требуется причинному телу души, исходит из Брахмана. Эту непреходящую высшую прану получают посредством практики Хамса Йоги. Садхана (духовная практика) этой йоги также называется Садхана Сохам (Soaham Sadhana), которая в соответствии с учение Гаятри Упасаны описывается как аджапа джапа Гаятри.

В этой садхане Хамса Йоги ученику следует соединить свой ум с космическим уровнем сознания, в Высшим Сознанием. Ему нужно надлежащим образом пробудить внутренние интуитивные знания, чтобы осознать свое существо как душу, - за пределами уровня тела и ума. Жизненная энергия, прана и божественный магнетизм (сила притягательности) внутреннего существа, - все используется с полной концентрацией, усердием и беспредельной шраддхой для совершенствования тела, ума и глубочайшего эмоционального центра, чтобы достичь этого состояния. Когда это состояние достигнуто, то даже обычный процесс дыхания становится таким действенным, что может притягивать махапрану из космического пространства и направлять ее в более глубокие уровни своего внутреннего мира. В процессе вдыхания кислорода физическим телом и праны умом, имеет место также тонкое восприятие божественной энергии причинным телом. Духовное устремление и духовный опыт этого уникального вида пранаямы и есть Садхана Сохам.

Фаза вдыхания в течение пранаямы называется пурака, а выдыхание называется речака; промежуточная фаза задержки дыхания на вдохе и на выдохе называется антах кумбхака и бахья кумбхака соответственно. В Хамса Йоге человек концентрируется на звуке «соа» во время пураки. Этот звук не стоит слушать только как движение воздуха, скорее он должен восприниматься как проявление Шабда – высшего космического звука. Этот тонкий звук должен чувствоваться с помощью усилия воли, глубокой умственной концентрации и с почтительными чувствами шраддхи. Звук должен ощущаться как звук вамши, флейты Господа Кришны. Затем этот звук появляется, чтобы передать божественное послание и благословение. Этот поток Шабды входит в тело вместе с дыханием и позволяет обнаружить внутреннюю сферу своего «Я» с внутренним течением его вечной энергии.

Во время антах кумбхаки в сохам пранаяме садхака должен чувствовать, как все бытие его собственного «Я» целиком посвящено энергии «Соа» - Парабрахману. Во время речаки ему нужно концентрироваться на звуке «Хам» и чувствовать сердцем, что с этим выдохом вместе с воздухом его собственное «ахам» (эго) изгоняется навсегда. Затем (после выдоха) он должен задержать дыхание (бахья кумбхака) на несколько секунд и удостовериться, что «теперь для эго и связанных с ним иллюзий больше нет места; все, что есть сейчас внутри, - только отражение Брахмана». Это состояние живого существа (джива) эквивалентно реализации принципов Веданты «Шивохам», «Сатчитанандоахам» и др.

Выполняя аджапа джапу сохам как в вышеизложенной пранаяме, человек постоянно памятует о своем божественном источнике и таким образом пребывает в контакте с  Ним. Поэтому эта садхана сохам дарует реализацию Брахмана. Духовные блага этой садханы колоссальны – она в действительности устанавливает единение души с Парабрахманом. Благодаря своему потенциалу поднимать индивидуум с положения несовершенства и невежества к наивысшему уровню единения с Брахманом, Садхана Сохам рекомендуется как главная йогическая садхана Брахма Варчас – садхана, нацеленная на абсолютную эволюцию.

Садханы высших ступеней могут намного быстрее приблизить жизнь садхаки к божественному уровню бытия, если сравнивать с обычными упасанами, выполняемыми в повседневной жизни. Тем не менее, выполнение этих садхан лишено всякого риска.

Принимая во внимание меры предосторожности и дисциплины, связанные с садханами высшего уровня, древние знатоки индийской духовной науки разработали традицию араньяка. В этой системе ученики обычно изучали и выполняли подобные садханы в араньяке под наблюдением и руководством опытных знатоков. Хотя система араньяка больше не существует в наши дни, ее релевантность и важность в духовной практике остались неизменными.

Сегодня практически нигде нет носителей традиций араньяки. В данных условиях найти аутентичного духовного наставника (гуру) тоже почти невозможно для большинства людей. Даже если находится такой гуру, способный обучать специфическим садханам высшего духовного уровня, зачастую у учеников нет преданности, усердия, мотивации и, более того, времени, необходимого, чтобы оставить дом и дисциплинированно практиковать предписанную садхану под руководством гуру. При существующих сегодня обстоятельствах простые, лишенные риска садханы представляются наилучшим решением. Такие садханы, благодаря их связи с внутренними, присущими садхаке чувствами, даруют великие духовные блага, равнозначные сложным садханам высокого уровня. Некоторые из таких садхан настолько простые, что любому ученику достаточно всего лишь несколько недель первоначального обучения, чтобы потом можно было продолжать выполнять их дома, без отрыва от социальной жизни.

В писаниях панча кошия садхана Гаятри описаны три типа пранаям. В любом случае, - идет ли речь о садхане Кундалини, Гаятри или пробуждения панча коша, - базовые принципы в каждой из них имеют дело с садханами очищения и возвышения праны. В садхане Савитри аналогично. Учение об этих садханах махапраны описано в Упанишадах как панчагни видья. Практика пранаям является важнейшей частью этих садхан. Обычно следующие пять шагов включены в этот возвышенный духовные практики. Каждый из них может выполняться дома любым человеком после недолгого наглядного руководства и интенсивного тренинга.

Эти фундаментальные ступени таковы: (1) аджапа джапа Гаятри, что есть Садхана Сохам; (2) кечари мудра; (3) шакти чалини мудра; (4) тратака и (5) нада йога. Среди них Садхана Сохам считается наиболее легкой. Она может выполняться в течение всех двадцати четырех часов в сутки, и она равноценна высшим духовным садханам в плане ее сверхъестественных достижений.

В основном, пранаяма базируется на двух ключевых свойствах – (1) контроль над дыханием, чтобы осмысленно, неторопливо гармонизировать систему и накапливание праны посредством такого дыхания, плюс (2) стяжание махапраны посредством санкальпы – решимости с большой силой воли и внутреннего побуждения. Стяжание махапраны и ее циркуляция внутри тела образуют полный завершенный цикл прана йоги. Только лишь одно из вышеупомянутых действий не поможет достижению настоящей цели. Потому что глубокое дыхание само по себе остается всего лишь хорошим упражнением для легких, которое может выполняться во время многих других телесных упражнений , рекомендованных физиологами, в таких как бег, растяжка назад и вперед, Сурья намаскар и др. С другой стороны, одно лишь решительное стремление стяжать махапрану подобна медитации. Само по себе оно не будет слишком эффективным, если оно не сочетается с контролируемым дыханием и накапливанием махапраны в теле и во внутреннем «я».

Как гласят индийские шастры по йогическим садханам, существует около 64 разновидностей методов управления дыханием. Некоторые другие виды дыхательных упражнений также популярны за пределами Индии. Специфические дыхательные упражнения, связанные с йогическими садханами и пранаямами, оказывают позитивное воздействие и на физическое здоровье, и на пробуждение умственной бдительности и внутренней силы.

Санкальпа, как часть пранаямы, в значительной степени зависит от силы воли садхаки и умственной концентрации. Большое многообразие мантр и графических изображений для медитации предписываются как способствующие достижению этой цели. Джапа (повторение вслух) этих мантр и сфокусированная визуализация особых образов помогают развить умственную сосредоточенность, необходимую для первоначальных шагов в обучении медитации. Садхаке нужно чувствовать, что он погружен в океан божественной праны, и стараться впитывать эту тонкую энергию с каждым вдохом.

Притягательная сила вишвасы, шраддхи и решимости не является всего лишь игрой воображения. В действительности это обладающие самосознанием потоки беспредельной энергии. Безграничная сила эмоций и сильной воли также была признана, изучена и подтверждена современными исследователями и учеными. Философы, психологи и знатоки духовных наук знают, что бесконечные сферы ума и глубинной сущности чувств – мана (ум), буддхи (разум), читта (подсознание) и ахамкара (чувство собственного бытия, самость, эго), – работают на основе чистой энергии четан (сознание). Жизненная энергия и, следовательно, все функции грубого тела претворяются в жизнь только с помощью этой энергии. Это основной источник оживленности, воодушевления, очарования, привлекательности и популярности личности.

Внутренние желания и переживания, связанные с силой санкальпы, побуждают соответствующие колебания мысли (в уме) и импульсы (в мозгу) и дают начало соответствующим действиям на уровне тела и «видимого я». Таким образом, совокупное усилие тела и ума, параллельно с непреходящей силой веры и решимости, становится причиной любого благого или дурного деяния и его последствий; результаты которого могут быть приносящими счастье или трагичными, благотворными или коварными, в зависимости от свойств и характера стоящего за этим умственного или эмоционального намерения. В сущности, все, что сопутствует индивидууму (все, чем он занимается), прямо или косвенно является следствием его санкальпы, - внутренней мотивации и мысленного выбора.

Сила и уровень санкальпы являются главными регулирующими факторами упадка или возвышения жизни человека. Каждое человеческое существо свободно строить свою собственную жизнь благодаря своей энергии. Коллективная решимость людей с большой силой воли может служить спусковым механизмом революций, менять судьбу целых наций, и, будучи мотивированными праведным божественным вдохновением души, могут создать идеальную окружающую среду для благоденствия всех живых существ. Говорится, что Природа, жизнь, бытие, бесконечное развитие и деятельность вселенной исходят из абсолютной решимости вечного творца – Господа Брахмы. Божественные воплощения и космические перемены, которые необходимы для уравновешивания вселенских циклов, также имеют место по Его воле.

Шраддха и вишваса (вера), определенно служат ключевыми, наиболее значимыми факторами в йогических садханах духовного преображения и происходят из эмоционально наполненной решимости внутреннего существа. Фактически, все ритуалы, физические и ментальные действия, связанные с процессом садханы, едва ли приносят одну четвертую часть того успеха, который дают шраддха и вишваса. Большая часть – три четвертых или больше, - зависят от искреннего желания и большой силы воли преданного. Если решимость и вера садхаки слабые и шаткие, он никогда не сможет достичь успеха в духовной садхане. В действительности, то же самое совершенно справедливо и в отношении любого проекта или деятельности в материальной сфере.

Серьезный, искренний настрой в сочетании с верой и шраддхой дает достаточную силу и поддержку, чтобы следовать необходимой дисциплине и успешно выполнять садхану. Несомненно, также и в садхане пранаямы осознанная сила санкальпы садхаки притягивает тонкую энергию праны вместе с воздухом посредством дыхания.

Многие виды пранаямы подходят для полного, всеохватывающего развития личности. Здесь мы обсудим только два из них, которые, вероятно, являются лучшими в плане их простоты исполнения и универсальности. Из этих пранаям самой легкой считается та, которая комбинирована с шаткармой (шестью ритуалами), выполняемой вначале перед ежедневными упасанами. Это важно для контроля и регулирования дыхания с помощью ментальной концентрации. Выполнять эту пранаяму настолько просто, что даже школьники могут делать ее без каких-либо затруднений.

Процедура выполнения вышеупомянутой пранаямы следующая: Садхака должен сесть в позу сукхасана, поддерживая свой позвоночник в прямом вертикальном положении и сохраняя спокойное мирное настроение; затем он делает глубокий, медленный, спокойный вдох (нормальная продолжительность этой пураки составляет около четырех секунд). После вдоха нужно удерживать воздух (антах кумбхака) в легких в течение нескольких секунд (если возможно, около шестнадцати секунд, если это не вызывает никаких затруднений). Затем нужно выдохнуть (речака) в медленном, спокойном и ровном темпе. После выдоха дыхание нужно задержать (бахья кумбхака) на несколько секнуд. Так завершается один цикл. Для ежедневной практики нескольких таких циклов (около четырех или пяти для начинающих) в течение одного сеанса достаточно. Общая продолжительность этой практики (пранаямы) может занять от пяти (для начинающих) до тридцати минут (для более опытных садхаков).

Благодаря правильной практике и ментальной сосредоточенности, дыхание так регулируется, что продолжительность антах и бахья кумбхаки и продолжительность пураки и речаки будет равной, и скорость вдоха будет такой же, как скорость выдоха в каждом цикле. В течение каждого цикла этой пранаямы садхаке следует стараться (с естественной решимостью) почувствовать, как во время фазы пураки светящийся поток праны входит вместе с вдохом, которая расширяется и впитывается телом во время антах кумбхаки. Садхака также должен чувствовать, что благодаря большой силе воли и накопленной пране, все нечистоты кусамскар (дурных склонностей и слабостей) уходят в процессе речаки и их возвращение в тело надежно предотвращено благодаря задержке дыхания в момент бахья кумбхаки.

В естественном функционировании органов дыхания, легкие втягивают воздух из атмосферы чтобы снабжать тело энергией через кровь. Кровяные тельца берут свою пищу – кислород – из воздуха и посредством циркуляции распространяют необходимые дозы энергии в мозгу и по всем частям тела. В течение пранаямы работа этих органов и систем также приводится в порядок благодаря гармонизированному дыханию. Более важное в это процессе то, что твердая воля и эмоциональное побуждение садхаки также притягивают вездесущую силу чистого сознания – прану, незримо присутствующую в атмосфере.

Сила внутренней воли и решимости садхаки напрямую связана с его собственным сознанием, и поэтому отвечает за количество и качество праны, которую оно привлекает. Управляемая санкальпа садхаки, притяжение и ассимиляция праны все вместе создают совокупный импульс, сильное воздействие во время пранаямы. Физическое, тонкое, а также причинное тела могут получить благо от гармоничных потоков высшего сознания, если садхака постоянно осознает свет, интенсивность и энергию привлекаемой космической праны божественного уровня абсорбируются каждым из этих трех тел.

Если же санкальпа садхаки слаба и нестабильна, или его эмоциональная привязанность и вера в этот процесс поверхностны, то в этой пранаяме он достигнет лишь оздоровительного эффекта от глубокого управляемого дыхания. Вовлеченность, работа сознания и интенсивность санкальпы могут быть усилены благодаря искренней вере и при условии, если регулярно уделяется время попыткам практиковать эту садхану в размеренном и нарастающем темпе. Садхаке следует сосредоточиться на ощущении, что божественная энергия – прана – проникает в него с каждым вдохом и свободно входит в его тело без каких-либо помех; таким образом, его тело наполнено этой энергией и заряжено ею изнутри.

Эта пранаяма, являясь частью шаткармы ежедневного сандхья-вандана, необходима для каждого стремящегося к духовному развитию. Даже ментальная концентрация не может быть достигнута без практики пранаямы, и садхаке также может показаться трудным выполнение последующих шагов в садхане, а именно – пратьяхару, дхарану и дхьяну в практике раджа-йоги.

Среди высших уровней пранаям, Сохам Садхана расценивается как величайшая, потому что санкальпа, связанная с ней, дает возможность развить индивидуальное сознание до изначального божественного состояния и соединить личное «я» с Брахманом. Никакой другой вид пранаямы не затрагивает такого уровня эмоциональной самоотдачи и санкальпы, как это происходит в Сохам Садхане. Вероятно, по этой причине ее обычно обозначают особым названием – Хамса Йога, –  а не перечисляют в списке наряду с другими пранаямами. В священных писаниях о духовных садханах Хамса Йога упоминается так часто, что, если собрать их все воедино, то получилась бы независимая ветвь йога шастр.

Звуки «со» во время вдоха, «а» во время задержки и «хам» во время выдоха не звучат громко и четко как другие внятные слышимые звуки. Человек способен слышать их только благодаря «тонкому слуху» (т.е., посредством переживания недоступных грубым чувствам вибраций) с невозмутимой ментальной сосредоточенностью. Никто в действительности не может воспринимать их в непрерывных вдохах и выдохах, пока не сфокусируется на токних звуках, издаваемых движением воздуха внутрь и наружу ноздрей во время естественного процесса дыхания.

Звук «соахам» - это Анахата нада. В практике Нада Йоги человеку нужно медитировать на безупречные чистые звуки (анахаты) внутри тела, которые воспринимаются в состоянии полной тишины. В Хамса Йоге нос обеспечивает дополнительную поддержку; два чувства (функции носа и ушей) вместе с глубокой ментальной вовлеченностью помогают постичь скрытый звук «соахам».

Как описано в контексте Нада Йоги, многообразие тонких звуков, - включая те, которые воспринимаются в течение постепенного последовательного процесса в долговременной практике Нада Йоги, - следствие вибраций, порожденных тенденциями природы сат, радж и там, присущих пяти основным элементам. Все это, аналогично внутренним звукам нервов и мышц в теле, - Анахата нады, потому что они производятся лишь определенными видами вибраций. Даже безмолвная и манасика джапа производит Анахата наду, поскольку какое-либо, даже едва различимое, движение голосовых связок и составных элементов нервной системы, также всегда связаны с такими видами джапы. Только аджапа джапа продолжается естественно как непреходящий поток спонтанной, самопроизвольной Анахата нады Омкары.

«Ахата нада» – это выражение, описывающее проявления Шабды в природе, а «Анахата нада» указывает на скрытый Шабда Брахман – вечного Творца, источник всей вселенной, космическое «Я». По этой причине последнее (Анахата нада)  имеет первостепенную, высшую значимость; Анахата нада рассматривается как изначальное проявление Шабды.

Знатоки духовных учений считают, что в глубочайшем, сокровенном центре души вечно и неизменно пребывает ее чувство осознания себя в качестве фрагмента Парабрахмана и дает начало непрерывным циклам самопроизвольной (аджапа) джапе Сохам (что означает «Я есть То, Брахман»). Наряду с обсуждением значения «сохам» человек не должен озадачиваться по поводу правильности соединения букв в этом санскритском слове (согласно грамматике санскрита «сах» (то) + ахам = «соахам»). Потому что соахам не было словом, производным из грамматики санскрита, скорее, это самопроизвольная нада, вследствие вечной связи «со» (То, высшее сознание) и «ахам» (индивидуальное сознание).

Сохам представляет единство души и Брахмана. Пранаяма Хамса Йога в Сохам садхане нацелена на пробуждение в дживе (индивидуальной душе) переживания единства. Без этой реализации человек верит, что только его тело и ум целиком и полностью и есть «он сам». Его стремления, заботы, беспокойства и его деятельность остаются замкнутыми в пределах интересов физического тела и ума. Его мысли и эмоции циркулируют в этой самодовольной ограниченной периферии, и только те объекты и люди, которые являются частью этой сферы, - имеющие какую-либо либо связь с его телом или бодрствующим умом, - кажутся ему своими. Он не испытывает никакого чувства ответственности, любви или привязанности к другим за исключением своих близких родственников и друзей. Кроме того, временами он даже не медлит и не колеблется, чтобы причинить зло другим, ради того, чтобы защитить интересы «своих» людей или удержать какие-либо вещи в «своем» владении.

Это невежество – это то, что называют майей, которая становится причиной меркантильных привязанностей и сковывает дживу в пределах эгоистичных хлопот. Эти узы заставляют его потворствовать своим желаниям в нежелательных поступках и грехах, которые служат помехой в духовном развитии и низвергают его в темный тоннель бесконечного путешествия в мире невежества, недостатков, боли, страданий и агонии безграничных желаний... Все виды духовных садхан нацелены освобождение индивидуума из состояния рабской зависимости от иллюзий и помогают встать на добродетельный путь, приводящий к высшему состоянию души.

Учение о Сохам известно как Саджнана, Татваджнана или Брахмаджнана – божественное знание, которое просвещает внутреннее существо и пробуждает душу, чтобы осознать свой вечный непреходящий источник. В результате Садханы Сохам человек начинает постигать свою истинную индивидуальность как отражение Брахмана. Знание Сохам содержит в себе ключ к освобождению от невежества и мирской рабской зависимости. Оно несомненно ведет к обретению состояния «Татвамаси, Шуддхоши, Буддхоши, Ниранджаноши» - совершенства, абсолютной чистоты, высшего знания и безграничного  блаженства.

Обсудить на форуме

продолжение читайте здесь...