Беседы с Атмататтвой Дасом


Есть в Индии сокровища, перед которыми меркнет блеск всех драгоценных камней — это люди носители знаний. Они знают науку жизни, Аюрведу, не по книгам западных ученых и переводчиков. Они впитывали ее с рождения, росли в ней. Но есть то главное, что отличает этих людей от остальных, — они постоянно учатся, пополняя свою кладовую знаний и не впадая в грех самомнения.

Один из таких людей - Шри Атмататтва Дас. В последние годы он много ездит по Индии, Европе и США, неся свет знания людям. Шри Атмататтва Дас читает много лекций по истории Ведической культуры и Аюрведе.

ПОТОМОК ВИШВАМИТРЫ

Я родом из Южной Индии. Моя семья принадлежит к потомкам Вишвамитры. Во времена его правления государство располагалось к северу от озера Кашьяпы. Это озеро сейчас называется Каспийским морем. На месте самого северного леса царства Вишвамитры ныне стоит Санкт-Петербург. В преданиях говорится, что где бы ни находилась столица государства в древние времена, впоследствии она снова появится на этом месте, построенная другими царями; в каком бы лесу ни передавал мудрец своим ученикам знание, оно вновь снизойдет на это место. В Ведах существует даже такое понятие как стхана-девата, означающее божество – владыка местности, и врикша-девата – божество дерева. Там, где в настоящее время находятся крупные университеты, в ведические времена были лесные университеты, араньяки, где проводилось обучение. В пещерах Гималаев я встретил одного мудреца, он сказал мне, что в одну из прошлых жизней я получал образование в лесу, на месте которого сейчас располагается Санкт-Петербург. 
Тридцать два поколения моей семьи были сказателями при царях - все, включая моего деда. Но мой отец был уже британским служащим и много путешествовал по городам британской Индии. Основную часть своего детства и юности я провел в Южной Индии. Учился в христианской школе. Затем, получив высшее образование, стал работать служащим в государственной компании. 
В юности, во время учебы в колледже, я присоединился к индийской рационалистической организации Ютрин, отрицавшей существование Бога. Эта организация стремилась доказать, что брахманы не имеют качеств, возвышающих их над обществом. И вот, в 11 лет я уже писал пьесы на тамильском языке о том, как брахманы эксплуатируют других людей, о том, что не существует ни рая, ни ада, что нет жизни после смерти, что нет Бога, нет священных писаний. 
Школьные миссионеры изо всех сил пытались сделать меня католиком. Они видели мое недовольство брахманизмом и индуизмом и хотели этим воспользоваться. Зная мою склонность к логическим рассуждениям, они пытались с помощью логики воздействовать на мое сознание и привлечь к католичеству. Но им это не удалось.
Позднее, волею судеб, я оказался в штате Керала, очень мистическом месте. Тут я встретился с одним магом-тантриком. Он делал вещи, которые опровергали законы физики. Это стало для меня своеобразным вызовом. Решив его опровергнуть, я незаметно так увлекся оккультизмом, что мой рационализм превратился в теизм. Тантрическая практика привела меня к глубинам метафизической реальности этого мира. Я переключился на вопросы философии, стал читать различные философские книги. Продолжая работать в государственной компании, я изучал всевозможные индуистские общества, проводил исследования опыта прошлых жизней. Но совмещение духовных поисков с государственной службой привело меня к необходимости сделать выбор — нужно было направить свои усилия на что-то одно. Я оставил работу. 
Мой путь лежал в Гималаи. Четыре с половиной года я провел у разных учителей. Жил в пещере около Бадринатха. Медитировал. Этот период принес мне много реализаций, но хотелось деятельности, работы для общего блага. Я не считал, что возвышенная жизнь возможна только для освобожденных личностей. Мне казалось, что такое понимание принижает значение творения, и что, если одна душа получит освобождение, этот факт не сыграет большой роли в жизни общества. Хотелось работать с людьми, и я покинул горы. 
Продолжая простые пешие путешествия по стране, однажды я встретил последователей Общества Сознания Кришны (ИСККОН). Среди них были американцы, австралийцы, немцы и индусы. Они путешествовали на автобусе и не очень хорошо ориентировались на местности. Я стал их переводчиком. Присоединился к передовой группе, которая готовила места для стоянок и всё по программе работы. Через год встретил Шрилу Прабхупаду и был принят им в ученики. Он велел нам путешествовать по деревням и распространять книги. Проповедуя, мы переезжали от деревни к деревни на бычьей повозке. 
Потом я руководил храмом в Ориссе. Там познакомился с одной девушкой, которая стала моей ученицей, а через несколько лет - женой. Далее, в течение девяти лет я разрабатывал учебно-образовательную систему для детской школы в Навадвипе, в пригороде Калькутты. Три года путешествовал по разным центрам последователей Кришны и участвовал в подготовке съемок биографического видеофильма о Прабхупаде. 
Впоследствии я много сотрудничал с учеными, работающими в разных областях науки, от физиотерапии до астрологии и космологии. В 1991 году мы зарегистрировали с ними Академию Бхактиведанта для установления связи между древней и современной системами образования. Я стал много путешествовать как по Индии, так и по Европе, проводя для студентов семинары по ведической математике, классической музыке, танцу, рейки. 
Четыре года назад я прекратил постоянную работу в ИСККОН и теперь являюсь свободным учителем. Работаю с самыми разными обществами. Поддерживаю отношения и с последователями Общества Сознания Кришны. Бываю в их центрах, читаю лекции. По их приглашению я оказался и в Санкт-Петербурге.
В мои планы на будущее входит найти подходящее место на берегу южноиндийской реки Кавери и организовать там небольшое учебное заведение, где желающие могли бы изучать разные дисциплины, а также поправить свое здоровье. Своеобразный «дядюшкин дом» для моих учеников, которые путешествуя имели бы возможность приезжать и останавливаться в таком центре. Кроме того, там планируется обучение 64 видам наук и искусств, которые перечислены в Ведах и преподавались ранее в ведических школах: космология, математика, рисование, музыка, лечебные танцы, воспевание мантр, составление простых лекарств из цветов, фруктов, трав и специй — всё для здоровья будущих поколений. Главное, сделать преподавание не как в обычном учебном заведении, а скорее как дома.

АЮРВЕДА - ЭТО ПУТЬ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

В своих путешествиях по Индии, в Керале, я познакомился с Аюрведой. Аюрведа – это наука о жизни, дающая знание о поддержании здоровья как нашего тела, так и мира в целом. Она является частью Атхарваведы. Но Аюрведа – это также мукти шастра, учение об освобождении, ибо ее главная цель — вывести человека на путь освобождения от собственного невежества, привязанностей и предрассудков. Чтобы пройти этот тяжелый путь, необходимо здоровое тело. Именно поэтому в аюрведе делается такой акцент на здоровье и разработана целая система его поддержания. Лечение болезней не является целью Аюрведы.
Дханвантари, основоположник концепции Аюрведы, — это инкарнация Господа Вишну. Впервые он снизошел в земной мир во время пахтания молочного океана с сосудом, в котором был нектар бессмертия — Амрита. Затем, он воплощался как сын Атрейи Муни и объяснял тексты Аюрведы. 
Впоследствии, многие врачи получали знания медитируя на Дханвантари. Кстати, такие современные науки как психология и психиатрия были описаны еще Чаракой.

БРАХМАНЫ ИЗ КЕРАЛЫ

Есть две Канды: Бхарата Канда и Чина Канда – Китай и Индия, и между ними с древних времен идет соперничество. В далекие великие времена царствования Викрамы Адити, Аши и других благородных правителей китайцы посылали в Индию своих агентов с заданием собирать подлинные санскритские тексты по медицине, которых, кстати, было не так уж и много. Эти тексты они переводили на пали, после чего уничтожали санскритский оригинал. Текст появлялся в новом варианте и китайцы начинали утверждать, что впервые знание получено в Китае. 
Таким образом, после Викрамы Адити, все аюрведические тексты были увезены в Тибет. Только два из них чудом уцелели в Керале и Бенаресе. Остальные были переведены на пали. Травам, которые упоминаются в этих текстах, но не растут в Китае, были найдены китайские аналоги. Они и были внесены в тексты на пали вместо оригинальных. И это действительно стало очень похоже на изначально китайскую медицину, которой и по сей день пользуются буддийские монахи. Кстати, благодаря им знание сохранилось в святости.
И вот, как-то, два человека из Кералы решили отправиться к буддистам и вернуть это знание в Индию. Так и поступили. Они были приняты в монастырь и стали практиковать буддизм. Девять лет они жили в монастыре Коотон, что на границе с Тибетом. Они были брахманами по рождению, и потому прогрессировали в обучении довольно быстро. В конце концов, получив доступ к тайным хранилищам библиотеки монастыря, они выучили наизусть всю Чарака-самхиту и части Сушрута-самхиты и решили бежать. При попытке к бегству один погиб, другой все же сумел добраться до Варанаси. 
Китайские агенты искали его. Долгое время для того, чтобы спасти свою жизнь, брахман притворялся душевнобольным. И вот, случилось так, что дочь царя серьезно заболела. Никто не мог помочь. Тогда этот человек пришел к царю и, благодаря своим знаниям, вылечил ее. Царь сказал: «Оставьте этого сумасшедшего при дворе и давайте ему всё, что он ни попросит». Сумасшедший стал просить пальмовые листья для записей, ручки, полки... А потом стал набирать учеников… Министры жаловались царю: «Этот человек совсем сумасшедший: ему нужны полки, ручки, пальмовые листья, секретари… Он что, считает себя профессором?». Царь сказал: «Он вылечил мою дочь, и вы должны дать ему всё, что бы он ни попросил». Через два года под руководством «сумасшедшего» действовал уже целый университет. Там выращивались растения, делались лекарства, осуществлялись хирургические операции. На улицах подбирали больных собак, ловили больных птиц, лечили их и отпускали. Сотни брахманов приняли авторитет «сумасшедшего» и шли к нему в ученики. Он сделал много копий Самхит и попросил царя дарить эти тексты в другие государства, чтобы знание сохранялось и распространялось.

АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВА

В практике аюрведической медицины к пациенту никогда не относились, как к костям и плоти. Формулы трав всегда имели два аспекта — физический и психический. В зависимости от того, как глубоко находится корень болезни, используют один из трех типов лекарственных препаратов: травы, металлы и яды. Травы в аюрведической медицине тоже подразделяются на три типа: растения употребляемые в пищу, растения используемые, как специи и пряности, лекарственные растения.
В теле человека функционируют пять воздушных потоков: прана, апана, вьяна, самана и удана. Из них самана – это воздушный поток, который балансирует работу всех органов в теле. Особенность пряностей заключается в том, что они, воздействуя на воздушные потоки в теле, приводят в равновесие саману. Именно поэтому в аюрведической медицине пряности включены в список лекарственных средств. Если самана уравновешена, то вьяна и удана обретают силу, благодаря чему наше мышление может работать и улучшаться.
То, что в оккультизме называют одержимостью, в Аюрведе называют раздвоением ума — входит чуждый дух и ум расщепляется. Оккультизм имеет дело с духом, а Аюрведа — с раздвоением ума. Если ум приведен в гармонию, чуждый дух не может там обитать. Привести его в гармонию можно при помощи чтения мантр или молитв.
Правильное питание — это тоже лекарство, потому что оно воздействует на прану и апану. Прана — поток поднимающийся вверх от пуповины, а апана — поток нисходящий от пуповины. Когда эти два потока сбалансированы, наше пищеварение работает идеально.
Есть тысячи вариантов сочетаний капхи, питты и вайю. Какие-то доши могут быть в избытке, какие-то, наоборот, — в недостатке. Таким образом, в теле всегда присутствует потенциальная возможность возникновения трех тысяч видов заболеваний. И когда приходит ади — беспокойство, они проявляются. Беспокойство — это корень всех болезней. Оно порождает неуверенность. А неуверенность ведет к психической неуравновешенности, и, как следствие, к разбалансировке воздушных потоков. Поэтому, после того, как уровень беспокойства снижен, доши приходят в баланс, и человек сможет прожить столько, сколько ему положено.
В каждом человеке доминирует одна из дош — либо капха, либо питта, либо вайю. Соответственно, тело может быть трех типов: капха-шарира, питта-шарира или вайю-шарира. Конечно, это не означает, что остальные две доши отсутствуют. Все тела, начиная с маленькой бактерии и заканчивая телом полубога Агни, состоят из трех дош. Эти три доши, будучи синонимами трех гун, являются также аналогами трех видов страданий: адхи-бхаутика — физические страдания, адхи-атмика — страдания, причиняемые нам собственным умом, и адхи-дайвики — страдания, причиняемые нам явлениями природы. Чтобы избежать этих трех видов страданий, человек должен устремиться в своем познании к миру тех, кто свободен от страданий.
Предмет, который я держу в руках, — это адхи-бхаутика; ум, который смотрит на него посредством моих глаз, — это адхи-атмика; свет солнца, который освещает объект — адхи-дайвика. Все три неразрывно связаны. И покуда человек не освободится от этой зависимости, он не сможет ощутить, что такое аю, то есть истинная жизнь. 
Аюрведа подробно объясняет, как следует действовать, чтобы освободиться от страданий на физическом и психическом уровне. В последних десяти шлоках Чарака-самхиты Чарака говорит, что в самхите нет информации о теле и болезнях, в ней содержится информация об аю — жизни. Поэтому Аюрведа ничем не отличается от Упанишад. В этом величие ведической культуры. Книга может содержать знания по математике, кулинарному искусству, кройке и шитью, проектированию домов и городов, но в любой из них есть высочайшее знание — знание о душе. Таково величие ведического знания.

АСПЕКТЫ РАСТЕНИЙ

Аюрведа дает знания не только о травах, но и о деватах - полубогах, контролирующих энергию жизни растений. Все растения содержат в себе два аспекта: амрита и мрита — бессмертие и смерть. Чарака предписывал подносить Дханвантари все лекарственные травы для освящения прежде чем использовать их для лечения. Этим действием в травах проявляется и усиливается аспект амриты, а аспект мриты — яда, уменьшается. Собирая растения в должное время, правильно обрабатывая их: солнечным и лунным светом, проточной рекой, теплом земли, теплом огня, сочетая разные травы, мы получаем благо от всех 24 элементов. При этом соотношение яда и нектара в них приходит в баланс. В таком состоянии смесь, порошок, будет называться аушада. Яд, присутствующий во всех растениях, используется для расщепления пищи в процессе пищеварения и в органах, выводящих из тела переработанную пищу. 
Причиной того, что мы живем является не наше тело, а душа. Душа присутствует — и мы живем. Когда амрита трансмутируется в огне пищеварения, она становится раса майей — питательной средой для души, а не анна раса майей – питательной средой для тела. Раса майя становится составляющей тела, но на высшем плане. Она направляется непосредственно к душе и, дополняя прану, усиливает нашу сопротивляемость болезням. 
Если строго следовать аюрведическому взгляду на лекарственные средства, то лекарство становится тоником, а пища — лекарством. Она направляется прямо в хромосомы и качественно меняет тело. Таким образом, после аюрведического лечения даже карма человека может быть улучшена: то, что в цикле кармы заняло бы сто рождений, может занять гораздо меньше. Поэтому нельзя считать Аюрведу просто рогачикитсой – наукой по лечению болезней. Аюрведа имеет тот же статус, что и Упанишады. Ее цель – освобождение.

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ МИРА

Относительная реальность постоянно вызывает противостояния. Как только увеличивается питта, так уменьшается вайю, а когда капха разжижается, она гасит питту. Таким образом, капха, питта и вайю постоянно подталкивают друг друга. Они являются прямыми проявлениями саттвы, раджаса и тамаса — благости, страсти и невежества. Наш мир состоит из противоречий. Если одно увеличивается, то другое уменьшается. Слизь уменьшается от того, что увеличивается питта. А огонь уменьшается из-за воздуха, потому что, если нет воздуха, нет огня. А воздух уменьшается из-за воды, нет воды — нет и воздуха. Они все влияют друг на друга. Это называется васту.
Брахма-бхута прасанатма нашочати наканкшати
Самах сарвешу бхутешу

Самах сарвешу бхутешу — равное отношение ко всем элементам, это то, что Чарака называет равновесием капхи, питты и вайю. Когда человек приходит к этому равновесию, он приходит к уровню сознания брахма-бхута. Если вы станете равно относиться ко всем элементам, вы станете брахма-бхута — подниметесь выше конфликтов, возникающих между капхой, питтой и вайю. В этом состоянии нет ни ожиданий, ни сожалений. И тогда человек обретает изначальное здоровье — преданное служение Богу. «Это преданное служение Мне и есть истинное здоровье», — говорит в «Бхагавад-Гите» Кришна.

ФИЛОСОФИЯ — ОСНОВА АЮРВЕДЫ

Аюрведа – это не просто средство для лечения болезней. Лечение составляет только 2% Аюрведы. Остальные 98% — это знание о том, как правильно использовать свою жизнь для достижения высшей цели. Аюрведа не может существовать без философии. Она более метафизическая наука, нежели физическая. Даже сажать и собирать растения надо в соответствии с деватой растения. Рассматривая капху, питту и вайю, Аюрведа, на самом деле, ведет речь о саттве, раджасе и тамасе. В ней нет ни одного слова, которое бы не имело философского смысла. 
До тех пор, пока сам врачующий не будет свят и мудр, лекарство, которое он делает, действовать не будет. Потому что оно должно быть сделано либо самим святым, либо по его указанию. В противном случае, вы можете сделать трифалу, но она не даст нужную энергию. Трифалу нельзя приготовить с помощью машины, ее надо делать руками. Потому что пока вы катаете ее, раз-два-три-четыре…, к девятому обороту в нее через вас входит саттва-гуна, и это уже не просто трава. Только саттва-гуна может вызвать из растения его нектарную составляющую. Поэтому аюрведическим врачом может быть только садхака — тот кто следует духовной дисциплине. 
Если врач не будет следовать духовной практике, то он будет только убивать своих пациентов, используя при этом аюрведическую медицину. Так что аюрведа — это нематериальная наука. Изучать Аюрведу — не то же самое, что изучать физику или химию. Вы можете быть пьяницей и при этом быть химиком, можете волочиться за женщинами и быть физиком. Однако вы не можете быть распущенным человеком и в то же время быть аюрведическим доктором. Травы не проявят вам себя, и вы не сможете отличить одну траву от другой. Только если от вас будет исходить теджас, сияние, растение проявится для вас и раскроет свои свойства. Это вам не хлоромицин и не септомицин! 
Садхана – наиболее важная дисциплина в Аюрведе. Человек, не следующий садхане и говорящий об Аюрведе, все равно, что лысый похваляющийся прической. Я знаю подобные «аюрведические» клиники в Индии, где лекарства делают машины, а врачи курят и живут в страстях.

ПАЦИЕНТ — ЭТО УЧЕНИК ВРАЧА

Пациент — это человек, который чем-то обеспокоен, иначе он к врачу не пришел бы. Обеспокоенность приходит от незнания, поэтому, по крайней мере, на период лечения он становится учеником врача. Чарака говорит, что шесть раз в день аюрведачарья должен консультировать пациента. В западной медицине это называют обходом врача. Причем это делается только два раза в день, и то чаще всего это делает медсестра. Вам измеряют давление, заполняют какой-то листок и все. Но аюрведачарья должен делать это сам шесть раз в день. Три раза в день он дает лекарства. Перед тем как дать лекарство и после того, как пациент его принял, врач должен осмотреть пациента. 
В Керале я проходил процесс очищения панчакарма, и мой врач посещал меня шесть раз в день, не пропустив ни одного раза. Во время своих посещений, он начинал с того, что спрашивал, как я себя чувствую, проверял мой пульс, говорил о том, чем питаться, но, в основном, о том, что надо делать чтобы жить уравновешенной жизнью, и о том, почему я заболел, не следуя каким принципам. Он объяснял мне, какой образ жизни я должен вести после лечения. Чарака говорит, что аюрведические клиники — единственное место, где уходящему клиенту вместо «приходите снова», говорят «уходите и не возвращайтесь». В любом другом месте вам скажут «приходите снова». После завершения панчакармы доктор сказал мне: «Возвращайся ко мне учеником. Но только не пациентом!» Каждый вечер он проводил в беседе со мной по два часа, рассказывая мне то, что я сейчас рассказываю вам. Он говорил мне: «Если ты преподаешь, ты тоже должен учиться». У доктора очень много книг, есть даже книги записаные на пальмовых листьях. Он учил меня Аюрведе. Он был врачом моего отца, а его отец был врачом моего деда. И так из поколения в поколение…

ПРИЕМ У АЮРВЕДАЧАРЬИ

В Керале есть один очень древний храм Кришны. Каждые два года там выбирают священнослужителя, который будет служить в этом храме. Выбирает его некая личность, способная входить в транс. Врач, лечивший меня, дважды был священнослужителем в этом храме. Не так-то просто стать в этом храме священнослужителем. Взяток там не берут. Имя преемника произносится только в состоянии транса. 
Однажды был такой случай. Медиинский колледж отказался от пациента с раком кишечника, сказав, что он безнадежен. Доктор, мой учитель, прочитал об этом в газете и бросил вызов врачам колледжа. «Дайте мне шесть часов, и я его вылечу», — сказал он. Доктора привезли в колледж. Там были только аллопатические врачи. Он взял две золотые струны, накалил их на огне и ввел в живот пациента. На экране монитора можно было видеть всё, что происходило внутри тела. Он ввел струны внутрь без всякой анастезии! Струны завибрировали. Чем ближе он подводил их к опухоли, тем сильнее они вибрировали. И опухоль рассосалась. Вся операция была записана на видео. Я лично видел эту запись. 
Пациент хотел заплатить деньги, но доктор сказал: «Я собираюсь открыть центр по исследованию диабета. Лучше профинансируйте этот проект». Пациент оказался очень богатым человеком, он профинансировал проект и этот центр уже работает. 
Ежедневно доктор принимает около 60 пациентов. Это происходит так. Он сидит в кресле, жует листья пана и ведет прием. Пациентов вводят сразу по несколько человек. Секретари ведут записи. Один записывает результаты осмотра, другой — рецепт, третий — диету, четвертый — когда и сколько раз пациент должен прийти на прием. Моему доктору, аюрведачарье, достаточно слышать голос больного, чтобы определить, какое лечение потребуется. Он даже не прикасается к пациентам. Он слушает голос и говорит: так-то и так-то, то-то и то-то, снова придешь тогда-то. Следующий! Он одновременно сажает перед собой трех пациентов, чтобы двое других видели процесс приема, готовились внутренне и не тратили зря его время. 
Однажды он пригласил меня присутствовать на приеме, несмотря на то, что в это время я сам был его пациентом. Одна женщина вошла и говорит: «Доктор, у меня ревматизм». Он ей и отвечает: «Кто из нас врач: вы или я? Чем вы больны, скажу я. Вы же должны сказать, в чем ваша проблема. Не берите на себя мои обязанности. А теперь уходите!». Она стала говорить: «Нет-нет-нет! Я скажу вам, в чем моя проблема!». Но он был непреклонен: «Извините, у меня там еще 60 пациентов. Найдите себе другого врача, который захочет узнать у вас, чем вы больны. Идите к нему! Следующий!». А следующий пациент уже знает, что говорить и о чем молчать. Если ему говорят, что он не должен принимать в пищу корнеплоды, а он спрашивает, можно ли ему есть морковку, то в ответ слышит: «Не ешьте ничего, что растет под землей. Где растет морковь? Идите, не тратьте мое время». 
Таким образом, он не только лечит, но и обучает пациентов. Все лекарства делаются вручную, из заготовленных предварительно трав. Это непростой процесс. Некоторые травы, например, требуется положить в мешок и пустить по течению реки на пятнадцать дней в период прибывающей луны. Некоторые в период убывающей луны надо закопать в землю. Иногда на приготовление одного лекарства требуется четыре года. К сожалению, современное представление об изготовлении аюрведических лекарств таково: ставится где-то большая машина, с одной стороны засыпаются травы, а с другой выходит готовая упаковка с запечатанной крышкой и этикеткой. Аюрведачарья так не делает. 
Шесть раз в день он обходит своих пациентов, проявляя заботу о каждом персонально. Это очень важно. По крайней мере, в период лечения пациент должен действовать в полном сознании того, что делает. Выписывая пациента из клиники, ачарья говорит: «Хорошо. Теперь ты здоров и должен жить так-то и так-то. Больше не возвращайся в мою клинику». Он не принимает пациента вторично. Конечно, если болезнь кармическая, доктор вновь возьмется за лечение. Но если причина в недисциплинированности пациента, откажется. Скажет: «Иди лечись амбулаторно. Ты не следовал моим указаниям, зачем я буду тратить на тебя время!».
Если вмешивается мотив выгоды, корысти, Аюрведа перестает быть Аюрведой. За лекарства можно брать деньги, можно брать деньги и за лечение, можно брать деньги даже за консультацию. Но! Если целью применения Аюрведы станут деньги, она превратиться в аллопатию под личиной Аюрведы. Потому что цель аллопатии не в лечении больных людей, а в заработке на больных людях. Она устроена так, что принимая лекарства от одной болезни, вы приходите к необходимости принимать лекарства от другой. Когда аллопатический врач прощается с пациентом своей больницы, он говорит: «Если что, звоните в любое время. Приходите снова!». Аюрведачарья, напротив, говорит: «Не возвращайся! Будь здоров и счастлив!». Такова разница между двумя системами. К сожалению, многие врачи и больницы в Индии, провозглашая себя аюрведическими, в действительности, только зарабатывают деньги на больных. И многие иностранцы, не зная, что такое подлинная Аюрведа, отправляются туда, пьют сахарный сироп в качестве лекарства и платят большие деньги. А потом, уехав, говорят: «Было так здорово! Я хочу снова туда поехать!».

О ЛЕКАРСТВАХ

Есть такой принцип в приготовлении аювредического лекарства: 100-процентный терапевтический эффект трава имеет в том месте, где она выросла. Если я ем картошку, которая выросла в этой местности, то и дашамулу я тоже должен принимать из тех трав, которые растут в этой местности. Тогда она сработает на 100%. Но если самолет доставил вам травы откуда-то издалека, они сработают только на 50%. Для псевдо-клиник это не проблема, потому что большая часть их лекарств состоит из сахара, воды и спирта. Очень многим людям нравятся аюрведические препараты, потому что они содержат алкоголь. Люди думают, что это очень хорошо. К тому же никто не предписывает им диету. Но не существует лекарств, которые не требовали бы соблюдения определенной диеты. 
Держа бутылку с жень-шенем, я могу сказать вам, подлинный ли это жень-шень. Я практиковался в этом. Несколько раз мне говорили: «Это жень-шень». Я брал бутыль в руку, смотрел и говорил: «Нет. Это просто белый имбирь. Он полезен для здоровья. Но жень-шень — это нечто иное!». Жень-шень легко собирать, но очень трудно сохранить. Ему требуется правильная консервация. А иначе, это будет просто белый имбирь. Сейчас рекламируется много подобных вещей. Вся Америка сходит с ума по Виагре. Всё, что поступает в продажу называют Виагрой, даже ЛСД — скоро и на нем напишут Виагра. Настоящая Виагра должна быть сделана из спермы тигра, ведь Виагра в переводе означает — тигр. Для ее консервации требуется кал рыси, который нельзя подбирать с земли, его нужно брать пальцами прямо с заднего прохода. Но рысь никогда не позволит вам дотронуться до нее. Вот так вот. А сейчас в каждом супермаркете продают Виагру!

НАПУТСТВИЕ РУССКИМ ВРАЧАМ И ЖУРНАЛУ

В этой жизни я впервые в России. Но я не смотрю на Россию как на заграничную державу, потому что всё, что относится к Ариаварте, для меня не заграница.
Распространяйте славу Дханвантари. Переводите Чарака-самхиту, публикуйте ее в своем журнале, и вы сами получите благо и сможете изучать и распространять Аюрведу. Пусть ваши врачи и ученые найдут местные эквиваленты тем травам и растениям, которые указаны в Аюрведе. Тогда людям не придется импортировать аюрведические препараты. Проводите семинары, чтобы люди могли больше узнавать об Аюрведе. В вашей стране врачи-аллопаты не испорчены жадностью. Есть шанс повлиять на них с позиции Аюрведы. По крайней мере, для больных не страдающих сильными болями, они могли бы делать предписания по Аюрведе. И боритесь на правительственном уровне за признание Аюрведы как авторитетного метода лечения. Ведь в государстве тратятся огромные деньги на оружие, запуски спутников, так пусть же какие-то средства будут вложены в Аюрведу. Боритесь за это! А также привлекайте к этому вопросу международную общественность при помощи интернета, веб-сайтов. Человек имеет право на то, чтобы принимать правильные лекарства и правильным образом. Поэтому можно привлечь к этому делу даже организации по защите прав человека.
Многое можно сделать при помощи журнала. Перо сильнее меча. Журнал может просветить людей. Любую публикацию читают, как минимум, десять человек. Даже если ее потом выбрасывают, кто-то может поднять и прочитать. Поэтому публикация соответствующего материала — это уже большое служение. Печатайте больше и больше! Публикуйте древние аюрведические тексты. Помогите людям разобраться, что такое питание и лекарство. Преподносите Аюрведу как мукти-шастру — «ведущую к освобождению», а не как средство от болезней. Пусть врачи, практикующие Аюрведу, отведут место в своем кабинете изображению Дханвантари и предлагают ему приготовленные лекарства. Конечно, для осуществления всего этого требуется решимость. 
За две недели до того, как мой учитель Шрила Прабхупада оставил этот мир, он сказал аюрведачарье, который лечил его: «Если я выздоровлю, я организую международное общество Сознания Аюрведы». Таким образом, он как бы благословил создание общества Сознания Аюрведы, поставив его на одну ступень с обществом Сознания Кришны. Создайте такое Общество. Это будет великое служение всему человечеству.

Материал публикуется без сокращений, внесенных по настоянию дистрибьюторов компании "Аюрведа плюс" в 5-м номере журнала "Аюрведа - наука жизни" (прим. - Юлия Сорокина)

Источник материала: БЕСЕДЫ С АТМАТАТТВОЙ ДАСОМ 

Обсудить статью на форуме