Форум Атмавиль

Сайт Атмавиль

Галерея

Блоги

Философия самоосознания

Дневник просветленного

Индуизм

Тантра

Творчество

Эзотерика

Путевые заметки

Новости форума

Контакт





Текущее время: Ср окт 18, 2017 7:34 am

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пт апр 03, 2009 8:24 pm 
Не в сети
Свободный художник
Свободный художник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Чт янв 15, 2009 11:15 pm
Сообщений: 7738
Откуда: France
Введение из книги "Громовое безмолвие":

Дзогчен — это необъятность каждого момента, естественная простота бытия, которая сама по себе и есть единственная суть учения или практики. Дзогчен — вершина учений традиции ньингма — возвещает эту естественную простоту как лев — свой рык реальности. Рычание льва не оставляет места для сомнений, В нем нет угрозы, хотя оно неизбежно устрашает тех, кто ищет убежища в робости. Однако лев возвещает голос реальности не для того, чтобы устрашать.
Слово дзогчен (rDzogs chen) означает «беспредельная полнота». Другие варианты перевода — «великое завершение», «великая завершенность» и «великое совершенство».
Его рык — это просто громовое безмолвие: самосущее провозглашение самосущего доверия. Естественно присущее нам доверие пусто, оно не нуждается в указаниях и ориентирах и обнаруживает себя уже на уровне субатомной структуры нашего опыта.

Дзогчен провозглашает самосущее доверие всех живых существ как они есть. Состояние просветления — первооснова нашей сути. Громовая тишина этой беспредельной полноты — пустая нить, на которую нанизываются сверкающие жемчужины каждого момента нашего бытия. Беспредельная полнота — это термин, который указывает как на саму практику, так и на внутреннее состояние практикующего. Учение дзогчена утверждает, что медитация есть состояние расслабления, способ, с помощью которого мы можем быть тем, что мы есть, без напряжения, принуждения или беспокойства. Поэтому нечего менять: нет ничего, от чего следует отказываться или что следовало бы каким-либо образом переделывать. Надо просто быть такими, какие мы есть, без всякого воздействия, навязанного извне, и без всякой борьбы, — вот и все, что требуется.

Дзогчен — беспредельная полнота. Кроме того, дзогчен — описание содержательной стороны учения. Это система катализаторов. Она описывает фундаментальную природу того, что мы есть, просто срывая покров с нашего привычного восприятия. Дзогчен побуждает напрямую приблизиться к нашей сущностной природе, ибо она близка, доступна, налична и проста.
Это вполне возможно, но именно эта возможность сама по себе и составляет главное препятствие. Ибо для таких людей, как мы, отнюдь не простых, но сложных и запутанных, сущностная природа слишком близка, слишком доступна, слишком налична и слишком проста. Сложность и запутанность состояния «непросветленности», в котором мы находимся, как будто противоречит чудесным заявлениям о нашей близости к состоянию реализации.

Итак, получается, что мы как будто и не можем подступиться к дзогчену напрямую, непосредственно. А если и можем, то лишь с такой «непосредственностью», которая столь бесконечно далека от подлинной, что ни о какой непосредственности и говорить не приходится. Здесь имеет место парадокс, а там, где есть парадокс, приходится пользоваться метафорами и символами. Получается так, что нам как будто необходимы объяснения, столь же сложные и изощренные, какими мы кажемся. Тем не менее можно изложить это учение всего в четырех словах: оставайтесь в естественном состоянии. С точки зрения дзогчена этого вполне достаточно. И тогда, если мы действительно восприняли эти четыре слова, мы обретаем способность оставить все как есть, позволяя всему быть в естественном состоянии.
Но что эти слова означают для нас с точки зрения нашего ежедневного опыта безмолвного сидения? В рамках двойственности эти слова вызывают немало вопросов, многие из которых не только остаются без ответа-, но и порождают бесконечное множество других.

Нередко мы до такой степени порабощены безжалостной цензурой интеллекта, что и простота может показаться чем-то сложным. Сложность интеллекта может налагать столь суровые ограничения на наше восприятие, что поучение «оставайтесь в естественном состоянии» становится непостижимым. Думать об этом бессмысленно, это ничем не поможет, поэтому мы должны отбросить все попытки постичь новый опыт на основании нашего обычного понимания, и тогда мы остаемся наедине с громовой тишиной медитации.

Медитация позволяет уклониться от бюрократизма негибкого интеллектуального процесса и непосредственно увидеть самого себя. Но сначала интеллект следует немного покормить.
Интеллекту нужна настоящая пища, а чтобы «интеллектуальное чувство» насытилось, необходимы пережевывание, переваривание и выделение. Интеллектуальный аппетит следует отвратить от разработанных абстракций дешевой искусственной пищи. Интеллект должен сам убедиться в том, что способ его функционирования — это метод затемнения природы Ума. (Слово Ум с прописной буквы относится к качеству пустотности бытия, а не к содержанию Ума. Слово ум со строчной буквы относится к привычному нам уму в рамках наших обычных двойственных восприятий, суждений и чувств.) Тогда использование интеллекта перестает быть досужим развлечением или скрытым местом битвы враждующих понятий. Тогда интеллект становится ценным орудием, с помощью которого мы уже можем предпринимать интересные вылазки за пределы нашей эмпирической близорукости, обусловленной сугубо материалистическим подходом. Тогда мы сможем выработать прямой взгляд в природу Ума. Посредством изучения, посредством благотворного пытливого скептицизма мы дойдем до такого пункта, где прямой взгляд в природу Ума становится вполне выполнимой задачей.
Воззрение включает в себя как механическое функционирование в непросветленном состоянии, так и природу просветленного состояния — насколько она может быть выражена с помощью языка. Итак, воззрение означает, с одной стороны, осмысление нашего существования с его беспокойством, неудовлетворенностью, замешательством, разочарованностью, раздражением и болью. Но воззрение также включает проблески просветленного состояния — насколько их можно выразить посредством устной, символической и прямой передачи.

В дзогчене подход к воззрению отличается крайним прагматизмом. Здесь воззрение так же прагматично, как искусство разведения огня. Если мы знаем, как зажечь огонь, соединяя древесину и кислород при высокой температуре, то нам незачем вспоминать инструкцию — мы просто разводим огонь. Как только мы осуществили объединение нашего воззрения, оно исчезает и превращается в знание. Знание сродни дыханию — нет никакой надобности вспоминать о том, как дышать. Итак, воззрение — это способ занять и использовать интеллект, чтобы превзойти его и выйти за его пределы. Ввиду этой цели воззрение следует всегда подвергать проверке в лаборатории нашего опыта.
Это — творческое применение интеллекта, в отличие от нашего обычного восприятия самих себя. Поскольку интеллект— это природная способность, его можно «распутать». Эта книга исследует то, как мы себя ощущаем, когда вовлечены в сложные и запутанные проблемы и когда выпутываемся из них.

Вначале следует остановиться на трех ключевых аспектах пути в традиции дзогчена. Это воззрение. медитация и поведение. Воззрение побуждает наши умственные способности. В процессе медитации наша реализация открывается для воззрения. Медитация дает нам возможность самим добраться до истины. Поведение же — это чистое проявление нашей спонтанности в состоянии реализации.

Весьма занятно — одновременно и приятно, и огорчительно, — что на высшем уровне мы становимся своими собственными учителями. Это приятно, ибо порой все идет спонтанно — мы словно легко плывем вместе с обстоятельствами. Но это и тягостно, ибо наша ситуация стремится стать самодовлеющей, а мы порой этого не замечаем. Нам просто нужно открыть дорогу процессу не-обучения, ибо тогда привычки интеллекта к обусловленным схемам интеллекта становятся очевидными, прозрачными. Сфера и диапазон логического мышления довольно невелики, и, хотя оно способно к замечательным подвигам, все же оно не может дать нам ответы на все вопросы. Приведем пример. Очевидно, что размышление — не самый действенный способ избавиться от душевных страданий и боли.
Обдумывая боль, мы неизбежно порождаем все больше и больше мыслей, так или иначе связанных с болью. Обдумывая эмоционально болезненные ситуации, мы также делаем себе хуже. Так мы никогда не приблизимся к подлинному пониманию того, что с нами происходит.

Кроме как в процессе некоторых психотерапевтических процедур, люди редко думают о самой боли. Ведь если бы мы думали о самой боли, мы бы неизбежно вступили в сферу ее языка. Мысль неспособна привес­ти нас к пониманию фундаментальной структуры самой боли. Мы можем исследовать боль, только наблюдая ее в процессе медитации, не используя логическое мышление. Мысли создают барьер — как если бы «боль» и «испытывающий боль» были обособлены. Большинство людей хорошо знакомы с тем, как кружение мыслей не дает им спать по ночам, даже если они очень хотят уснуть. Человеческие существа страдают нездоровым пристрастием к процессу мышления, поэтому здесь, как и в случае любой пагубной привычки, также необходимо учитывать возможные последствия. Займемся же исследованием привычки к мышлению.
«Громовое безмолвие» — это руководство по Аро Налджоржи — четырем йогам. Мы используем термин «руководство», поскольку книга содержит упражнения в форме, позволяющей выполнять их самосто­ятельно, и описание типичных состояний, возникающих в процессе практики.


Вся книга здесь: ГРОМОВОЕ БЕЗМОЛВИЕ


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Чт апр 16, 2009 7:00 pm 
Не в сети
Гуру
Гуру
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Пт янв 16, 2009 10:52 am
Сообщений: 1461
Цитата:
Громовая тишина этой беспредельной полноты — пустая нить, на которую нанизываются сверкающие жемчужины каждого момента нашего бытия.

:censored:


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Вт сен 06, 2011 6:04 pm 
Не в сети
Завсегдатай
Завсегдатай
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Ср авг 25, 2010 2:20 pm
Сообщений: 229
Откуда: Север
Почитаешь подобное - и в голове ни одной мысли. Пусто как в бочке. Психоделлические идеи, однако :rolleyes:


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср окт 16, 2013 11:47 am 
Не в сети
Пользователь
Пользователь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 16, 2013 9:20 am
Сообщений: 9
не уверен, в тему ли. Решил просто поделиться, типа эссе или статья (???) :blink: :cho:


Краткий обзор учения Дзогчен («Великое Совершенство»)

В настоящее время с помощью современных коммуникаций люди получили возможность знакомиться с многочисленными материалами по экзотической мистике и эзотерике, которые еще недавно, 100 -150 лет назад, были совершенно малоизвестны или даже секретны. Эпоха глобализации дала возможность громадному количеству любознательных людей познакомиться, изучить и попытаться реализовать свои устремления к совершенству. Разнообразие спектра сведений, опубликованных, выложенных в Интернете, предлагаемых на различных семинарах, ретритах, лекциях, конференциях, оказалось воистину «океанским». Наверное, пришло время и для знакомства с такой доктриной как учение Дзогчен школы Ньигма тибетского буддизма. На сегодняшний день оно может и недостаточно популярно, но о нем известно уже несколько десятилетий. Одним из его первых популяризаторов на Западе стал Чогья́л Намкха́й Но́рбу Ринпо́че, который после событий 50-х годов в Тибете эмигрировал в Индию, а затем был приглашен в Рим. В 1964 году он получил должность профессора тибетского и монгольского языка и литературы Института востоковедения Неаполитанского университета. В 1971 году он учредил Международное Общество Дзогчена, деятельность которого объединяет в настоящий момент тысячи практикующих.

Новая волна популяризации этого учения возникла в результате деятельности Далай-Ламы 14 (Тензина Гьяцо), который регулярно ездит по всему миру и ведет просветительскую, миротворческую и духовную миссию, за что в 1989 году был удостоен Нобелевской премии мира. На основе книги «Далай-лама о Дзогчене» и составлен настоящий обзор.

Предыстория
«Прибегаю к Будде,
Прибегаю к Дхарме,
Прибегаю к Сангхе».

Прежде чем перейти к сути обзора учения Дзогчен, нужно сказать немного об основных постулатах доктрины буддизма. Опуская жизнеописание Гаутамы Будды Шакьямуни ( все желающие всегда могут ознакомится с помощью громадного количества литературы на эту тему) по причине краткости настоящего обзора, приведу коротко только следующие тезисы:

Для начала упомяну причину происшедшего – лишь три события из жизни повлияли на молодого принца-кшатрия из племени Шакья, чрезмерно опекаемого от всех бед родителями, – он встретил больного человека, потом - старика и …увидел похороны. Это омрачило его до глубины души. Юноша, бросив семью, положение и богатство, ушел искать Истину. После шести лет духовных поисков и 49-дневной медитации он достиг Просветления.

Согласно традиции, открытием «цепи причинности» (двенадцати нидан) ознаменовалось достижение Гаутамою озарения. Размышляя от причины к причине, Гаутама дошел до источника зла:
12) Существование есть страдание, ибо в нем заключена старость, смерть и тысяча страданий.
11) Я страдаю, потому что я рожден.
10) Я рожден, потому что принадлежу к миру бытия.
9) Я рождаюсь, потому что питаю в себе существование.
8) Я питаю его, потому что я имею желания.
7) У меня есть желания, ибо я имею чувствования.
6) Я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром.
5) Это соприкосновение производиться действием моих шести чувств.
4) Мои чувства проявляются, ибо, будучи личностью, я противопоставляю себя безличному.
3) Я – личность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.
2) Это сознание создалось вследствие моих прежних существований.
1) Эти существования омрачили мое сознание, ибо я не знал.

Свет, который смог рассеять эту тьму и избавить от страдания, был явлен Гаутамою Буддою как знание четырех благородных истин:

1) Страдания воплощенного бытия, проистекающие из постоянно возобновляющихся рождений и смертей.
2) Причина этих страданий – в омраченности, в жажде самоудовлетворения в земных присвоениях, влекущих за собой непрекращаемость повторного, несовершенного бытия.
3) Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения и, тем самым, создания возможности сознательного приостановления кругов бытия на Земле.
4) Путь прекращения этих страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на Земле и приближения к Великой Истине.

Путь к этой Истине разделен был Гаутамой на восемь ступеней:
1) Правильное распознавание (что касается закона причинности)
2) Правильное мышление
3) Правильная речь
4) Правильное действие
5) Правильная жизнь
6) Правильный труд
7) Правильная бдительность и самодисциплина
8) Правильное сосредоточение

«Я указал моим ученикам путь, которым они должны идти, чтобы проявить
четыре совершенных усилия:
- Препятствуя возникновению пагубных, дурных вещей, если они еще не выявлены;
- Препятствуя их развитию, если они уже выявлены;
- Способствуя выявлению полезных вещей, еще не проявленных,
- И усиливая те, которые уже проявились, –
Ученик порождает волю, устремление, развивает мужество, упражняет сердце и борется».

«Услышав Учение, человек удерживает его в уме. Он обсуждает смысл истин, им удержанных. Он размышляет над ними. Отсюда рождается его решимость. Что он решил, то он и предпринял. Он оценивает значение предпринятого. Оценив, он прилагает все усилия. Приложенными усилиями он приближается к истине. Проникая в глубь ее, он видит. Но все это лишь признание истины, но не обладание ею. Чтобы вполне овладеть ею, нужно применять и неустанно повторять этот психологический процесс».

Слушание – обсуждение – размышление – решимость – действие – оценка – усилие – приближение к истине.

Шесть совершенств Архата:
Сострадание, нравственность, терпение, мужество, сосредоточение и мудрость.

Две доктрины особенно осуждаются Буддою:
1) утверждение вечной неизменной души,
2) уничтожение души после смерти.
Будда отрицал существование неизменной души в человеке и во всем, ибо в человеке и во всей Вселенной он видел лишь непостоянство и преходящее.
Будда постоянно учил, что самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного от него мира. Нет самостоятельных предметов, нет обособленной жизни – все лишь неразрывные корреляты.

Итак, основным объектом изучения и инструментом реализации устремлений буддистов является наш человеческий ум. Оперируя его потенциалом и придерживаясь общемировых канонов морали и духовности, каждый человек способен рано или поздно, но придти к озарению и совершенству.

Кратко об истории Дзогчена

В истории этого учения есть несколько версий происхождения. В Тибете существуют четыре основных направления буддизма Махаяны. Это – Ньигма («школа старых переводов»), Кагью, Сакья и Кадампа («школа новых переводов»), ставшая Гелуг. Было несколько периодов проникновения и распространения традиционного индийского буддизма на север за линию Гималаев. Причем со временем оказалось, что тибетские переводы, хранящиеся в монастырях Тибета, после утраты множества первоисточников в Индии, стали наиболее полным изложением учения Будды. Ученым приходилось переводить священные тексты обратно – с тибетского языка на санскрит.
Согласно тантрам Великого Совершенства, учение Дзогчен лежит вне временных и пространственных измерений. Но на этом этапе истории учения Великого Совершенства появились в результате передачи, полученной первым патриархом Дзогчена, Гарабом Дорже (род. в 184г. до н.э.) от Будды Ваджрасаттвы на трансцендентном плане. Эти учения не являются локализованными или привязанными к какой-то отдельной религии, они являются практическим методом, ведущим к полному пробуждению, и содержат положения, позволяющие осуществлять их практику в любой ситуации, в любое время, в любых условиях и даже в контексте любой религии.
Все традиции в Тибете называют главным одно историческое лицо – Падмасамбхаву, индийского учителя буддийской Тантры (Ваджраяны) 8-го века. Это был великий Махасидхха, который смог не только эффективно популяризовать учение при царе Трисонге Дэцене, сделав его государственной доктриной, но и победоносно противостоял жрецам и магам местной религии Бон, обратив сражавшихся против него демонов страны в её защитников. Падмасамбхава ввел традицию устной передачи от учителя ученику и скрытой передачи «терма», которые и стали основанием линии тибетского буддизма Ньигма. Его также считают четвертым патриархом Дзогчена.
(См. примечание «1» в конце.)
Кроме этого у представителей тибетской религии Бон есть свои три линии Дзогчена, берущих начало от учения великого Тонпа Шенраба из легендарной страны Шанг-Шунг, ок. 1800 г. до н.э. Много споров о происхождении Дзогчена от линии китайского буддизма школы «внезапного пробуждения» Чань (яп. Дзэн) 28го буддийского патриарха Бодхидхармы (6-й век н.э.) из-за похожести метода и результатов. Однако большинство тибетских авторитетов это категорически отрицают.

Содержание учения

Дзогчен говорит об изначальном состоянии бытия, изначальной неотъемлемой природе каждого существа. Наша изначальная природа или природа нашего ума считается пустой, чистой, ясной, всеобъемлющей, также используются термины «изначальное осознавание» или «естественное состояние». Говорится, что эта «природа» не имеет собственной формы, но способна проявлять, воспринимать, переживать, отражать или выражать все возможные формы. Она делает это, не будучи затронута этими формами каким-либо образом. В качестве примера мастера Дзогчен часто приводят зеркало, которое может проявлять любые отражения, но эти отражения не влияют на само зеркало. Если человек способен поддерживать в себе это состояние, состояние Дзогчен, то он или она более не переживают Дукха (состояние привязанности).

Такое изначально чистое состояние является, по сути, изначально присущим каждому живому существу состоянием будды, или бодхичиттой. Находясь за пределами ограничений времени и условий, это состояние является средоточием всякого живого существа.
Дзогчен передаётся от мастера, который смог реализовать в себе данное состояние изначального бытия, к ученику.

Суть учения Дзогчен выразил Гараб Дордже в трех заветах, которые он передал своему ближайшему ученику Манджушримитре перед уходом в нирвану:
1. Получить прямое ознакомление с природой своего сознания (от опытного мастера).
2. Устранить сомнения.
3. Оставаться в этом состоянии.

В соответствии с этими тремя заветами, Манджушримитра классифицирует все учение по трем разделам:
1. Семдэ — раздел природы ума.
2. Лонгдэ — раздел изначального пространства.
3. Менгагдэ — раздел тайных устных наставлений.

Учение Дзогчен позволяет достичь конечной реализации (состояния будды) в течение одной жизни, в том числе путем реализации тела света в конце жизни.

Джигме Лингпа в своей Сокровищнице просветленных качеств утверждает: «Ригпа, которое превосходит обычный ум, — Это особая характеристика естественного Дзогпа-ченпо».
Наша изначальная природа, которую называют «природа будды», или татхагатагарбха, естественное состояние нашего ума, уже изначально присутствует в нас, мы обладаем ей от рождения. Наш ум, который все мы можем наблюдать, продолжает пребывать с безначальных времен, также как и наитончайшая природа этого ума. На основе непрерывности этой тонкой природы ума и покоится наша способность к достижению просветления. Этот потенциал называется «семя состояния будды», «природа будды», «основополагающая природа ума», или татхагатагарбха. Каждый из нас без исключения обладает этой природой будды.
Когда в будущем мы обретём состояние будды, этот самый тонкий аспект нашего сознания пробудится в состояние всеведения, называемое дхармакайя. Природа ума в этот момент становится тем, что мы называем свабхавикакайя. Одно из естественно присущих свабхавикакайе качеств — это полная изначальная чистота. Другое естественное качество свабхавикакайи — свобода от временных загрязнений. Это значит, что временные загрязнения ума устранены и больше не заслоняют собой его истинную природу.
В любом случае, каждый из нас обладает полным потенциалом, на основе которого мы можем достичь всеведения, пробудившись в состоянии будды. Само же посвящение выявляет этот потенциал и дает возможность более полного его выражения. Когда нам даруется посвящение, именно изначальная природа нашего ума — природа будды — является той основой, благодаря которой посвящение может привести нас к созреванию. Посвящение вводит нас в сущность будд пяти семейств. В дальнейшем мы «созреваем» в том семействе будд, которое соответствует нашей индивидуальной предрасположенности к обретению состояния будды.
См. примечание «2» в конце.

Если в потоке вашего ума установились благоприятные условия, если вы не остаетесь безучастными, а живо присутствуете и откликаетесь на происходящее, когда вы поддерживаете визуализацию, тогда создаются правильные условия для того, чтобы в вас могла пробудиться сущность посвящения как состояние мудрости, имеющей качества блаженства и пустоты. Это совершенно особенное состояние, нераздельность пространства-основы (тиб. dbyings, санскр. дхату) и осознания. Если вы сосредоточите всю свою преданность, то в вас пробудится это особое качество ума, его новая способность. В процессе посвящения участвуют три поддерживающих фактора. Первый — это ритуальные предметы, которые играют свою роль на внешнем уровне. Второй — это мантры, которые читает ваджра-мастер. Третий фактор — это самадхи, или медитативное погружение самого ваджрного мастера. Когда присутствуют все три поддерживающих фактора, они создают основу для сосредоточения ума, и появляется возможность для его созревания.

Все познаваемое — внешние феномены, а также внутреннее содержание тела и ума каждого индивидуума описывается в терминах этих двух уровней истины: относительный и абсолютный. В контексте учения Дзогчен объяснение дается через понятия изначальной чистоты и спонтанного присутствия, что можно соотнести с таким высказыванием из канонического текста:

Ум находит свое место для каждого из мириада существ в этом мире,
И для самого мира, в котором все они содержатся.

Иными словами, если искать начало, создавшее сансару и нирвану, в конечном итоге все сведется к уму. В Сутре десяти ступеней сказано, что «все три мира — это только ум». В автокомментарии на свою работу Введение в мадхьямику Чандракирти утверждает, что нет иного творящего начала, помимо ума.

Определение различия между обычным умом, по-тибетски сэм (тиб.sems), и чистым осознанием, по-тибетски ригпа (тиб.rig pa). Об обычном уме говорят, когда рассматривают такое состояние сознания, в котором есть преходящие загрязнения и отвлечения мыслей, возникающие из двойственного восприятия и деления на субъект и объект. Когда говорится о чистом осознании, свободном от подобных привычных отвлечений и временных загрязнений, то используется термин ригпа. В учении под названием «Четыре опоры» говорится: «Не опирайся на обычное мышление, опирайся на мудрость». Здесь используется тибетский термин намшэ (тиб. rnam shes), обычное мышление, который обозначает ум, вовлеченный в двойственное восприятие. Термин ешэ (тиб. ye shes), мудрость, обозначает ум, свободный от двойственного восприятия. Именно здесь проводится различие между обычным умом и чистым осознанием.

Когда мы говорим, что ум и есть тот, кто ответственен за создание вселенной, мы имеем в виду ум в аспекте ригпа, в особенности его качество спонтанного присутствия. В то же время спонтанно присутствующему ригпа от природы присуще еще одно качество — пустотность, или изначальная чистота. Таким образом, ригпа — это союз изначальной чистоты и спонтанного присутствия. В школе Ньингма существует различие между собственно основой и ее проявлением через восемь врат спонтанного присутствия. Так в этой традиции объясняются все виды чистых и нечистых переживаний, возникающих в уме. Это многообразие чистых и нечистых проявлений и переживаний возникает во всей своей полноте, будучи неотделимо от пространства-основы.

Если говорить о пути с позиции уникальных практик Дзогчена, то, используя специальную терминологию этой традиции, можно сказать, что сам путь «двухчастный», то есть состоит из методов трекчо (тиб. khregs gcod) и тогел (тиб. thod rgal). В трекчо подход основан на качестве изначальной чистоты кадаг (тиб. ka dag), а в тогел — на свойстве спонтанного присутствия лхундруп (тиб. lhun grub).

Когда посредством следования этому двухчастному пути, состоящему из трекчо и тогел, обретается плод, тогда «внутренняя светимость» изначальной чистоты приводит в состояние дхармакайи, а «внешняя светимость» — в состояние рупакайи. Обычно дхармакайя соотносится с обретением блага для себя, а рупакаия — со способностью приносить благо для других. Сами определения могут различаться, но смысл остается одним и тем же. Когда скрытое внутри состояние природы будды становится очевидным для практикующего, это соотносится с дхармакайей, «внутренней светимостью», или состоянием изначальной чистоты. Когда естественное сияние ума начинает проявляться на благо других, его энергия распространяется на все многообразие чистых и нечистых форм и проявлений, это «внешняя светимость», состояние спонтанного присутствия, что и есть рупакайя.

В чем же тогда состоит уникальность и глубина учения Дзогчен? В соответствии с современными традициями тибетского буддизма, известными под общим названием «школы Колесницы Тайной Мантры Сарма», для того, чтобы полностью выявить этот изначальный ум ясного света, сначала необходимо при помощи йоги жизненной энергии, пранайоги, или йоги внутреннего тепла, туммо, обуздать грубый уровень обычного ума, характеризующийся вовлеченностью в круговорот мыслей и понятий. Эти йогические практики обеспечивают основу для очищения временных загрязнений и устранения привычных шаблонов обычного ума. Тогда становится очевидным изначальный ум ясного света.

С точки зрения учения Дзогчен, даже относительный уровень, на котором ум еще находится в ловушке понятий и разнообразных мыслей, он уже от природы пронизан чистым осознанием. Ученик должен получить от компетентного мастера так называемое прямое введение, опыт непосредственного ознакомления с истинной природой своего собственного ума как чистого осознания. Если мастер действительно осуществил это ознакомление, тогда ученик будет воспринимать все временные наслоения понятий и суждений насквозь проникнутыми чистым осознанием, которое и есть их собственная природа, и увидит, что нет нужды оставаться в рамках своих обыденных представлений и мыслей. Более того, ученик станет переживать их сущность, пронизывающий их изначальный ум ясного света, предстающий во всей своей обнаженной простоте. Это и есть принцип практики пути Великого Совершенства.

Даже если ученик встретил компетентного учителя, ему нужно проверить его поведение и учение. В «Четырех опоpax» есть такие строки:
Не опирайтесь на личность, опирайтесь на учения.
Слушая учение, не стоит полагаться на слова, но на смысл, лежащий за ними.
Рассматривая смысл, не полагайтесь лишь на условное значение, но ищите окончательный смысл.
Рассматривая окончательный смысл, не полагайтесь на обычное сознание, но опирайтесь на мудрость осознания.

Таким образом, ученик должен выбирать учителя, используя эти четыре опоры. Наш учитель Будда сказал:

О бхикшу и мудрецы,
Так же как золотых дел мастер проверяет золото,
Нагревая, разрезая и вытягивая его,
Так и вы должны проверять мои слова, чтобы принять их.
Но не принимайте их из одного почтения ко мне.

Далай-лама: «Во время такого посвящения наиболее важно соблюдать следующие условия: как буддисты, мы особое внимание уделяем принятию прибежища; как практики Махаяны, зарождаем просветленный настрой и взращиваем бодхичитту; как практики Ваджраяны, ослабляем фиксацию обычного восприятия и опираемся на чистое осознание. Вот так мы будем получать посвящение».

Для объяснения уникального учения Великого Совершенства Далай-лама выбрал известный комментарий Дза Патрула Ринпоче на «Цигсум недек» (тиб. tshig gsum gnas brdeg) — Три слова, проникающие в суть. Эти наставления — не что иное, как знаменитые Три завета Гараба Дорже, или Прахеваджры, первого мастера Дзогчен нашей кальпы.

Все первые четыре видьядхары, держатели знания Дзогчен, — Гараб Дорже, Манджушримитра, Шри Сингха и Джнянасутра — подобным же образом передавали знание своим ученикам, так, что их умы становились нераздельными. Три наставления, проникающие в суть веками передавались от учителя к ученику как сущностное учение, воплощающее в себе само сердце пути Дзогчен, Великого Совершенства.

Учение Патрула Ринпоче, которое называется Особые наставления премудрого и славного царя, вместе с его автокомментарием, ценится как наиболее сущностное наставление по практике Дзогчен.

Путь Дзогчена опирается на ригпа: сначала вы напрямую знакомитесь с этим состоянием, а затем включаете его в свою практику. Такой подход носит название путь без усилий, и это важно понимать должным образом. Слова «без усилий» в данном случае не означают, что в нем попросту отсутствуют какие-либо усилия. Было бы странно, если бы кто-то решил, что не надо ничего делать, и все, что нужно, так это просто отдыхать. Напротив, путь учения Дзогчен — это постоянная тренировка, которая состоит в сосредоточении на ригпа; другими словами, вся практика здесь основывается исключительно на состоянии ригпа.

Додрупчен Джигме Тенпе Ньима сказал, что все объекты познания пронизаны ясным светом, подобно тому, как кунжутное семя пропитано маслом. Таким образом, даже в то время когда задействованы грубые состояния шести сознаний, через сами эти состояния можно напрямую ознакомиться с их тонким аспектом светоносной ясности посредством благословения учителя и сущностных наставлений.

Самая трудная задача состоит в том, чтобы отличить обычный ум от ригпа. Об этом можно рассказать, но не так просто пережить это на собственном опыте. Например, можно сказать, что обычный ум всегда находится под властью умопостроений и омрачен неведением, в то время как ригпа никогда не заблуждается. Однако далеко не так просто получить введение в прямое переживание сущности ригпа. Поэтому Додрупчен говорит: хотя кто-то может высокомерно полагать, что основывает свою медитацию на абсолютном знании состояния ригпа, существует опасность, что «в конечном итоге его медитация сведется к созерцанию пустотности и ясности обычного ума, что доступно даже небуддийским практикующим». Додрупчен предупреждает, чтобы мы были внимательны.

В учении Дзогчен говорится о четырех чогжаг (тиб. cog bzhag) — «четырех состояниях невозмутимого спокойствия», способах «оставить все как оно есть, в естественной простоте».

Среди них:
• Воззрение — это состояние невозмутимого спокойствия, подобное горе, потому что гора полностью неподвижна.
• Медитация — это состояние невозмутимого спокойствия, подобное океану. Не имеет никакого значения бушует ли на его поверхности шторм или царит полный штиль, глубины океана всегда остаются спокойными. Как только вы пережили прямое введение в свое изначальное состояние, ригпа, в вашей медитации, подобно солнечным лучам, начинает проявляться «естественная и подлинная внимательность». С этого самого момента вам уже не понадобится обычная внимательность, требующая затраты усилий со стороны обычного сознания.
• Действие — это состояние невозмутимого спокойствия перед лицом всевозможных чувственных восприятий. Вы уже знакомы с ригпа и знаете, в чем состоит воззрение, у вас уже имеется живой опыт. Как только вы перестаете попадаться на крючок чувственного восприятия объектов и рассудочных мыслей, возникающих в результате этого восприятия, а вместо этого пребываете в живом мгновенном присутствии Осознания, ваши действия уже не могут основываться на принятии одних вещей и отвержении других. Таким образом, действие можно охарактеризовать как состояние невозмутимого спокойствия перед лицом проявлений чувственного сознания за пределами принятия и отвержения, надежды и страха.

Поскольку природа самовозникшего ригпа лежит за пределами обычного сознания, средствами этого обычного ума его описать невозможно. Ум просто не в состоянии дать ему должное определение. Осознание, ригпа, превыше всех представлений и объяснений.

В Дзогчен есть хороший метод: «направить свой ум в глаза, а глаза направить в пространство». Это полезно, потому что зрительное сознание имеет над нами большую власть. Вам не нужно смотреть на что-то вовне, просто установите неподвижный взгляд в пустом пространстве между вами и внешними предметами.

Эма!
Все явления без исключения
Совершенны в непрерывном потоке самовозникшего ригпа.
Это путь сердечной сущности, где знание одного освобождает все,
Путь, объединяющий в себе тантры, комментарии и сущностные наставления.
Трехчленная мудрость — переживание чистоты.
Четыре видения — вот превосходный путь.
В одновременном постижении и освобождении обретается природа будды.
Так смотри без отвлечения прямо в сущность ригпа.
ААА


Некоторые трактаты великих мастеров четырех школ тибетского буддизма — Сакья, Ньингма, Кагью и Гелуг — делают акцент на теоретической основе, другие уделяют больше внимания выражению глубоких переживаний личного непосредственного опыта практикующего. К этим последним и относится текст Дза Патрула Ринпоче «Три наставления, проникающие в суть».
Хвала Учителю!
Воззрение — Лонгчен Рабджампа, обширное безграничное пространство.
Медитация — Кхенце Одзер, лучи мудрости и любви.
Действие — Гьялве Ньюгу, деяния бодхисаттв.
Всякий, кто практикует подобным образом,
С легкостью обретет просветление в этой жизни,
А если и нет, то будет счастлив. Как чудесно!
Что касается воззрения, Лонгчен Рабджампы,
Есть три наставления, проникающие в самую суть практики.
Во-первых, расслабься и успокой свой ум,
Без мыслей, не концентрируясь и не пытаясь их разогнать.
Пребывая в покое этого простого состояния,
Внезапно выкрикни «Пхат!», слог, разбивающий ум вдребезги,
Сильно и резко. О чудо!
Не осталось ничего. Ум поражен, прикован к месту изумлением,
Но, тем не менее, все прозрачно и ясно.
Свежее, чистое и внезапное, а потому неописуемое состояние:
Распознай его как чистое Осознание дхармакайи.
Это первое сущностное наставление — о прямом знакомстве лицом к лицу
с состоянием ригпа.

Отныне, находишься ли ты в покое или в движении,
Приходят ли гнев или вожделение, счастье или печаль,
Во всякое время, в любых обстоятельствах
Узнавай эту уже познанную тобой дхармакайю,
И два ясных света, уже знающие друг друга мать и сын, воссоединятся.
Покойся в этом состоянии неописуемого Осознания.
Покой и блаженство, ясность и поток мыслей — отсекай их снова и снова
Внезапным ударом слога искусных средств и мудрости.
Без различения между медитацией и состояниями после нее,
Без разделения времени на медитативные сессии и перерывы,
Оставайся всегда в этой нераздельности.
Однако пока не достиг устойчивости,
Важно медитировать в стороне от дел и отвлечений,
Разделив практику на медитационные сессии.
В любое время, в любой ситуации,
Пребывай в потоке дхармакайи.
Реши с абсолютной уверенностью, что превыше этого нет ничего.
Вот второе сущностное наставление: «Прими решение пребывать в этом едином
состоянии и только в нем».

Если тем временем возникнут радость или печаль, привязанность или отвращение, —
Любые рассудочные мысли, чередой идущие одна за другой;
Будучи узнанными, они не оставят следа.
Распознавай дхармакайю, в которой они все освобождаются.
Подобно тому, как исчезают письмена на воде,
Процесс возникновения и освобождения становится естественным и непрерывным.
Тогда все, что бы ни появилось, станет пищей для пустотности обнаженного
ригпа,
А все движения ума — внутренней энергией Царя дхармакайи.
Они изначально чисты и не оставляют следов. О радость!
Все продолжает появляться также, как и прежде Разница в способе
освобождения, вот в чем суть!
Без этого понимания медитация становится путем умножения иллюзий,
А с этим знанием, даже без медитации, пребываешь в дхармакайе.
Вот третье сущностное наставление: «С прямой уверенностью пребывай в
состоянии освобождения от появляющихся мыслей».
Далее следует колофон:
Истинное воззрение объединяет в себе эти три сущностных наставления,
А медитация, которая есть союз любви и мудрости,
Сопровождается действием, свойственным бодхисаттвам.
Даже если все будды трех времен соберутся вместе,
Они не смогут дать учения превыше, чем это.
Далее следуют строки, рассказывающие об истории возникновения этого текста:
Эта драгоценность, сокровенная сила ригпа,
Принесенная из глубин запредельного озарения
Открывателем сокровищ [тертоном] дхармакайи,
Не похожа на богатства и клады земли.
Здесь содержится последний завет Гараба Дорже,
Самая суть мудрости трех передач Учения.
Я вверяю ее своим сердечным ученикам, запечатав печатью тайны.
Они глубоки, эти слова, идущие из моего сердца.
В этих сердечных наставлениях ключ ко всему знанию.
Не теряйте его.
Таковы Особые наставления премудрого и славного царя.


Обычные люди видят свои переживания слишком реальными, считая, что от них следует избавиться, или наоборот потворствуют себе; так они накапливают кармаобразующие побуждения (тиб. 'dus byed, санскр. самскара), впадая в переживания вожделения или агрессии. Йогин Дзогчена отличается от них тем, что его мысли самоосвобождаются в момент их появления:
— в начале пути мысли освобождаются, как только вы их узнаете, и это подобно встрече со старым другом;
— в середине пути мысли освобождаются сами собой, подобно тому, как змея сама развязывает узлы своего тела;
— в конце пути мысли освобождаются без прибыли или потери, подобно вору, проникшему в пустой дом.

Для человека, занимающегося духовной практикой, наиболее важна тренировка в повседневной жизни. Для того чтобы действительно воплощать практику в жизнь, необходимы сильная решимость, смелость и надежда. Кроме того, каждый должен честно следовать своему собственному пути, это важно. Религия находится внутри нас, и это не пустые слова. В ней нет смысла, пока она находится на уровне слов, также как она остается бесполезной, будучи запертой в монастырях или храмах. Религия или духовность должна пребывать в нас самих, стать сутью нашей жизни.

Додрупчен Джигме Тенпе Ньима сказал: Если вы заботитесь о ростках своей практики, помните, что их корни питаются силой вашей смелости и намерения.

Далай-лама указывает на «три неподвижности» для эффективной практики медитации:
1.Неподвижность тела.
2.Неподвижность эмоций.
3.Неподвижность ума.

Дзогчен очень прост, но невероятно труден для обычного ума.

Заключение

30 сентября 1988г, Финляндия, г. Хельсинки, музей Маннергейма.
Далай-лама 14й сказал:
«Люди, в отличие от остальных живых существ, наделены особым даром: они обладают способностью применять специальные методы, позволяющие выйти за пределы страдания и достичь счастья, к которому все стремятся. Различные религии рождались в результате изучения и глубокого анализа состояния страдания, испытываемого человеком. Все религии едины в своем стремлении прекратить страдание. Те люди, которые обнаруживают, что для решения проблем и ухода от страданий их собственных сил недостаточно, обращаются к помощи различных верований и используют их методы и практики. Религии появлялись в различных временных, географических и культурных условиях, а многочисленные религиозные течения и разветвления рождались даже в пределах одного сообщества в результате различных потребностей людей. Отсюда на Земле существует такое разнообразие традиций. Но, несмотря на различия, все религии призывают нас быть достойными людьми и развивать сердечность.
Благодаря развитию современных технологий усовершенствовались средства коммуникации, что привело к расширению связей между основными мировыми религиями, и, как следствие, усилилось уважение и взаимопонимание между разными верами».




Примечания:


Примечание – 1

В традиции Ньингма буддийские тантры подразделяются на 6 классов:
Три «внешние» тантры:
1. Крия-тантра — «тантры ритуального действия»: подготовка к получению мудрости от тантрического божества через очищение и ритуалы;
2. Йога-тантра — «тантры единения»: призывание персонажа пантеона (идама), единение с идамом; созерцание мандалы; достижение состояния, когда практикующий сам становится символом божества.
3. Убхая-тантра — «нейтральная». В новой традиции «чарья-». Называется так потому, что являясь чем-то средним между крия- и йога-тантрами, разделяют с первыми правила поведения, а со вторыми методы созерцания. Взаимоотношения между практикующим и тантрическим божеством сравниваются с дружескими или братскими. Однако божество, передающее мудрость, остаётся «внешним» по отношению к практикующему.

Три «внутренние» тантры: Во внутренних («высших» по терминологии новой традиции) тантрах, нет представления о внешнем божестве. Божество это только символ изначального состояния самого практика, переданный учителем во время посвящения.
1. Маха-йога (великая йога) — созерцание групп, образующих эмпирическую личность (скандхи), олицетворенных в облике персонажей пантеона;
2. Ану-йога (изначальная йога) — тайная инициация в присутствии персонажа пантеона и его женской ипостаси (праджни) и созерцание шуньяты, или пустоты, для разрушения иллюзорности всех вещей;
3. Ати-йога (совершенная йога), или Дзогчен, сокр. от Дзогпа Ченпо — «Великое Совершенство» (санскр. «маха ати»), — постижение единства ясности и пустоты (или йидама и его женской ипостаси как пустоты и блаженства в дзогчене ану-йоги и махамудре), которое приводит к опыту Естественного Состояния, «ригпа»; реализация истинной природы сознания.


Примечание – 2

Ади-Будда – изначальный Будда, который есть во всех Буддах. Он может быть проявлен через семейство пяти Дхьяни-Будд:
1. Будда Акшобхья соответствует форме (рупа)
2. Будда Ратнасамбхава соответствует ощущениям (ведана)
3. Будда Амитабха соответствует представлению (самджня)
4. Будда Амогхасиддхи соответствует воле, опыту (самскара)
5. Будда Вайрочана соответствует сознанию, различению (виджняна)
Тантрические системы активно работают с пятью скандхами и соответствующими им пятью Дхьяни-буддами.
В Ваджраяне Дхьяни-будды не считаются реально существующими в пространстве и времени, они — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из пустоты (шуньяты) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего.
В соответствии с Вайрочана-мандалой, будды располагаются следующим образом:




Акшобхья
(восток)

Амогасиддхи
(север)

Вайрочана
(центр, главное божество)

Ратнасамбхава
(юг)

Амитабха
(запад)

Согласно учению махаяны, Будда проявляет себя в трех аспектах-телах.
1. Дхармакая (санскр. धर्मकाय, кит. 法身, фа шэн — «сущностное тело») или Ваджракая (санскр. वज्रकाय, «алмазное тело») — высшее, абсолютное проявление духовной сущности, сущность мироздания, постижимая только посредством высшего просветления.
2. Самбхогакая (санскр. संभोगकाय, кит. 報身, бао шэн — «тело блаженства» или «божественное тело») — образ Будды, постижимый в глубокой медитации. В этой мистической форме Будда проявляет себя, чтобы дать глубокие поучения бодхисаттвам и йогинам.
3. Нирманакая (санскр. निर्माणकाय, кит. 化身 хуа шэн — «феноменальное тело»). Будда, проявляющий себя в обыденном мире. В частности, нирманакаей считается исторический Будда (принц Сиддхартха Гаутама).

Список литературы

1. «Далай-лама о Дзогчене».
2. Елена Рокотова (Рерих) «Основы буддизма».
3. Чогьял Намхай Норбу Ринпоче «Краткий обзор тибетских буддийских традиций»
4. Чогьял Намхай Норбу Ринпоче «Дзогчен – самосовершенное состояние»
5. Чогьял Намхай Норбу Ринпоче «Круг дня и ночи»

:chao: :chao:

_________________
С уважением, кальпа.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср окт 16, 2013 4:18 pm 
Не в сети
Свободный художник
Свободный художник
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Чт янв 15, 2009 11:15 pm
Сообщений: 7738
Откуда: France
kalpa, это ваша статья, в смысле, вы автор?
Если вы, то можно тогда на сайт повешу, чтоб не затерялось?

_________________
Just be what you cannot not be. (c) Karl Renz
Просто будь тем, чем ты не можешь не быть.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: Ср окт 16, 2013 6:36 pm 
Не в сети
Пользователь
Пользователь
Аватар пользователя

Зарегистрирован: Ср окт 16, 2013 9:20 am
Сообщений: 9
Rohini писал(а):
kalpa, это ваша статья, в смысле, вы автор?
Если вы, то можно тогда на сайт повешу, чтоб не затерялось?


Да. Согласен, на Ваше усмотрение! :good:

_________________
С уважением, кальпа.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB